Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной политики государства и механизмы ее реализации.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы
1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6
1.2 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14
1.3 Административные методы регулирования денежно – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30
Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан
2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32
2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35
2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан
3.1 Современная банковская система Республики Башкортостан……………44
3.2 Пути улучшения и перспективы развития денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     По  оценкам специалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальных преимуществ доллара, а  именно:

     1) с целью экономии на накладных расходах и валютных рисках многие европейские трейдеры переходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;

     2) объединенный рынок капитала, заменяющий на базе евро прежде узкие и разрозненные рынки стран ее "зоны", станет со временем не менее емким и ликвидным, чем американский;

     3) наконец, страны "зоны евро" имеют в МВФ блок в 30 % голосов против 18 % у США, а это немаловажно при известных особых отношениях МВФ и России.

     В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной  привязки рубля исключительно к  доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее "зоны" и их упорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизациии) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих "зоной евро", что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США [43; с. 127]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Денежно-кредитная  политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

     Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

     Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного обращения.

     Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

     Денежно-кредитная  политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

     Преимущества  денежно-кредитной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

     На  сегодняшний день направления денежно-кредитной  политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

     Однако  явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

     Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

     Когда речь идет о выделении надзорных  функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

     Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского  банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

     В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение  достоверность  банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.

     К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в общей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

     Изучив  денежно-кредитную политику, её цели, инструменты, виды и особенности  можно сделать следующие выводы:

  1. В денежно-кредитной политике ведущую роль играет эффективная денежная база, на которую оказывается интенсивное регулирующее воздействие;
  2. По сравнению с фискальной политикой денежно-кредитная политика обладает преимуществами в быстроте и гибкости, т.к. фискальная политика требует принятия парламентских решений. Однако, в реальной жизни для достижения поставленных перед экономикой задач они используются одновременно. Фискальная и денежно-кредитная политики не являются независимыми друг от друга;
  3. Денежно-кредитная политика в большей степени изолирована от политического давления, лоббирования интересов различных социальных групп по сравнению с фискальной политикой. Во многом это определяется степенью независимости ЦБ;
  4. Проведение денежно-кредитной политики непосредственно затрагивает платежный баланс, в то время, как фискальная политика прежде всего влияет на внутреннюю экономику;
  5. Денежно-кредитной политики воздействует на совокупный спрос в силу изменения условий кредита и его доступности, а так же влияния на экономические прогнозы экономических субъектов;
  6. Денежно-кредитная система располагает действенными рычагами воздействия на ВВП, прежде всего это операции на открытом рынке, ставка процента и норма обязательных резервов;
  7. Денежно-кредитная политика может быть гибкой, жесткой и эластичной. Она применяется на практике не только как антиинфляционная мера, но и для смягчения циклических колебаний ВВП;
  8. Кейнсианский и классический подходы по разному оценивают рычаги денежно-кредитной политики. Основным инструментом кейнсианской модели является ставка процента. Монетаристская модель денежно-кредитной политики основывается на количественной теории денег. Её основным инструментом является регулирование денежного предложения. Цель этой теории - стабилизация денежного предложения на определенном уровне или таргетирование денежной массы. На практике денежно-кредитная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой содержит в себе элементы регулирования, основанные на теориях, как кейнсианцев, так и монетаристов.

     В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока. Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.

2. Конституция  Российской Федерации.

3. Федеральный  закон №86  от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

4. Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности».

5. Федеральный  закон о бухгалтерском учете.

6. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. «Макроэкономика», «Дело и сервис», Москва, 2000. – 249 с.

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2008. Березина М.П. Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования // БДМ. Банки и деловой мир. 2009.

9. Борисов  А. Б. Большой экономический словарь: М.: Книжный мир, 2009. –135 с.

10. Братко  А.Г. Центральный банк в банковской  системе России. – М.: Спарк, 2008. – 117 с.

11. Бункина  М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. Учебник.- 3-е изд.- М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2009.- 512с.

12. Воронов  Ю. Управление государственным  долгом// Экономист.- 2007.-№ 1.- с. 68.

13. Гальперин  В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2007.-719с.

14. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2008. – 168 с.

15. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2009. - № 6. – 43 с.

16. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.- 2009.-№ 5. – 46 с.

17. Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 351 с.

18. Драбазнина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 285 с.

19. Ершов М. Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российский экономический журнал.- 2008.-№ 7-8. – 30 с.

20. Заика И., Крюков А. «Национальная экономика и инвестиции» опубликовано: «Экономист» №7, 2009. – 43 с.

21.Зенькова  Л.П. Макроэкономика: учебное пособие  для студентов заочной и дистанционной  форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям/ Т.С. Алексеенко; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн: ИВЦ Минфина, 2007. – 364 с.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан