Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной политики государства и механизмы ее реализации.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы
1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6
1.2 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14
1.3 Административные методы регулирования денежно – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30
Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан
2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32
2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35
2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан
3.1 Современная банковская система Республики Башкортостан……………44
3.2 Пути улучшения и перспективы развития денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     Проводя краткосрочное кредитование коммерческих банков, Центральный банк с одной  стороны выступает как кредиторы последней инстанции, а с другой стороны становится участниками межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по своим кредитам, Центральный банк может оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного обращения и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешёвых или дорогих денег.

     По  мере того как развиваются рыночные отношения, рефинансирование всё активнее используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Иначе говоря, рефинансирование позволяет защититься от неожиданного недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим сохранять большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса отразилось бы крайне неудовлетворительно. И, наконец, рефинансирование можно предложить как инструмент предотвращения банковских кризисов; предоставляя кредиты, Центральные банки временно пополняют резервы коммерческих банков, предотвращая эффект "домино" в банковской системе.

     Очень важно помнить, что кризис ликвидности подразумевает временную неспособность банков выполнять свои платёжные обязательства доступными средствами платежа; нельзя путать это явление с неплатежеспособностью, которая подразумевает неспособность банка погасить свои обязательства активами в средне- и долгосрочный период.

     Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения.

     Посредством рефинансирования центральный банк действует как "кредитор последней инстанции"; то есть является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом.

     Кредитно-банковские институты, испытывающие временные  финансовые трудности, получили возможность  обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

     Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты. Кредиты рефинансирования, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь только после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка.

     Возможность получения кредита зависит от многих факторов, а именно от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

     Кредиты рефинансирования различаются по:

  • форме обеспечения ("учётные" и "ломбардные кредиты" );
  • методам предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе аукционов);
  • срокам предоставления (краткосрочные на несколько часов "внутридневные" либо дней "овернайт", среднесрочные до 1 месяца "ломбардный кредит" и долгосрочные до 1 года "стабилизационный кредит");
  • воздействию на сектора финансового рынка ( на Организованном Рынке Ценных Бумаг - "операции РЕПО".

     В Федеральном законе от 26 апреля 2007 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" приводятся основные следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России [3; с. 8]:

     1) процентные ставки по операциям Банка России;

     2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России   (резервные требования);

     3) операции на открытом рынке;

     4) рефинансирование банков;

     5) валютное регулирование;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

     7) прямые количественные ограничения;

     8) эмиссия облигаций от своего имени.

     Рассмотрим  основные инструменты денежно-кредитной  политики, с помощью которой центральный банк осуществляет свою политику по отношению к коммерческим банкам.

     Как уже упоминалось, возможны два направления  денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:

  • дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);
  • регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);
  • операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

     Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

     Ставка  рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг [17; с. 31].

     Формулировка  понятия рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций” [3; ст. 40]. 
 

     

     Рисунок 2.1 Динамика изменения ставки рефинансирования с 2002 по 2008 год [46] 

     Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими  банками увеличиваются резервы  коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

     И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они  становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

     Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место  после политики центрального банка  на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

     Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

     Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую  они в соответствии с законодательством  обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

     Данные  резервы относятся к числу  обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

     Традиционно называется двоякое назначение резервных  требований:

  • текущее регулирование банковской ликвидности;
  • текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

     Исторически возникновение системы обязательного  резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность  выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь  денежную наличность в определенном объеме.

     Указанная наличность может использоваться для  своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и  кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным  банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

     Постепенно  данный инструмент стал выполнять и  другую роль – обеспечивать регулирование  объема выдаваемых ссуд и эмиссии  кредитных денег, что стало возможным  при законодательном закреплении  права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.

     В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством  этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

     Система обязательного резервирования в  России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в  процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

     В официальных документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные  требования применяются в целях  регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора [3; с. 14].

     Важным  элементом механизма обязательного  резервирования является определения  состава резервируемых обязательств.

     Состав  резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов [44; с. 82]:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
  • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
  • выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.).

     Одним из элементов системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

     Данный  элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

     Снижение  нормы резервирования связывается  с необходимостью расширять денежную массу посредством активизации  кредитной деятельности банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан