Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной политики государства и механизмы ее реализации.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы
1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6
1.2 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14
1.3 Административные методы регулирования денежно – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30
Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан
2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32
2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35
2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан
3.1 Современная банковская система Республики Башкортостан……………44
3.2 Пути улучшения и перспективы развития денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, ЦБ РФ может использовать второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, ЦБ РФ устанавливает предписываемую законом “маржу”, т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который  должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Государство и центральный банк может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 
 

2.1 История создания  банковской системы  в РБ

     Банковская  система прошла долгий путь развития. В 1865 году было открыто отделение  Госбанка и одновременно оно было первым банковским учреждением в Уфе. В первые годы отделение Госбанка выдавало ссуды под проценты, принимало вклады населения, денежные переводы.

     Банковская  реформа 1860 года привела к тому, что  была отменена государственная монополия  на банковское дело и в связи с  этим начали возникать первые акционерные  коммерческие банки. На территории Башкортостана в этот период создаются банковские учреждения: возникают муниципальные банковские учреждения в Оренбурге, Троицке, Челябинске (тогда эти города входили в состав Уфимской губернии), Белебее, Стерлитамаке (1873), Бирске, Уфе, Мензелинске (1874-1898), а также отделения крупных российских коммерческих банков: Волжско-Камского в Уфе (1873) и Оренбурге (1885) и др., помимо этого появились общества взаимного кредитования. В середине 90-х годов в Уфимской губернии работало около 40 сберегательных касс, остаток вкладов составлял 1,4 млрд руб.

     В 1922-1925-м годах филиалы Башкирской республиканской конторы Госбанка СССР открылись во многих городах  Башкирии.

     Последующие меры по реорганизации банковской системы  были направлены на ее монополизацию государством. В 1939 году была осуществлена кредитная реформа, по которой все операции по краткосрочному кредитованию были закреплены за Госбанком СССР.

     В 1959 году банковская система республики подверглась очередной реорганизации: все филиалы банков, кроме Промбанка и Госбанка были ликвидированы, Промбанк преобразован в Башстройбанк, который совместно с Госбанком занимался долгосрочным кредитованием.

     В 80-е годы была предпринята попытка  устранить недостатки излишне централизованной системы: создается сеть ряда отраслевых банков (Башагробанк, Башжилсоцбанк, Башпромбанк, Сбербанк).

     В 1992 году Башкирское отделение Госбанка СССР преобразовалось в Национальный банк Республики Башкортостан.

     Таким образом, в настоящее время Верхний  уровень банковской системы возглавляет Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Национальный банк РБ входит в ЦБР как территориальное управление Банка России на территории Республики Башкортостан.

     Второй  уровень банковской системы представлен  кредитными организациями различных видов и их филиалами, специальными банками и другими учреждениями. В 90-е годы было учреждено около 40 банков («Восток», «Башинформсвязь», «Башэнергобанк», «Уралстройбанк», «Инзер», «Ашкадар», «Вита», «Караидель», «Природа», «Олимп», «Уфабанк», «Кемрий», «Башкредитбанк» (ныне «Урало-Сибирский банк»), «Башинвестбанк», «Социнвестбанк», «Башэкономбанк», «Железодорожный» и др.).

     Банковскую  систему в период становления  лихорадило: ухудшение экономического положения реального сектора  экономики и связанные с этим ухудшение положения ряда коммерческих банков, кризис неплатежей и появление в обращении финансовых «заменителей-суррогатов», таких как федеральные и республиканские ценные бумаги, рост масштабов неплатежей, расчет посредством бартера, слабое развитие страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов, трастовых компаний и др., рискованная кредитная политика банков, отсутствие соответствующего банковского законодательства, высокие темпы инфляции, которые не позволяли предоставлять кредиты на длительные сроки.

     Все это способствовало тому, что определенная часть банков вынуждена была уйти с рынка, а ряд банков пошли по пути укрупнения. Так, за период с января 1995 года по январь 1998 года были отозваны лицензии у 14 кредитных организаций. Если в1994 году только один банк относился к числу крупных и четыре - к средним, то в 1997 году как крупных, так и средних стало по 8.

     Самым трудным периодом для банковской системы стал 1998 год, ознаменовавшийся дефолтом. Собственные средства банков снизились за данный год в реальном выражении, с учетом инфляции в 2 раза; средства на расчетных счетах предприятий – примерно в 2 раза; вклады населения – на 26%; вложения в ценные бумаги - в 2,8 раза. Общий финансовый результат банковской системы РБ по итогам 1998 года сложился отрицательным – убытки составили 369 млн. руб.

     В период кризиса главной задачей  стало сохранение ядра жизнеспособных банков. Реконструкция банковской системы  осуществлялась путем сокращения числа  кредитных организаций в результате отзыва лицензий у недееспособных банков, закрытия и изменения статуса филиалов, присоединения и изменения организационно-правовой формы кредитных организаций, концентрации капитала.

     К 2000 году завершился период преодоления  последствий финансового кризиса: экономика избавилась от нежизнеспособных, неэффективных кредитных организаций, обеспечив при этом стабильность банковской системы в целом.

     В настоящее время банковская сеть представлена: Национальным банком РБ (включающим 15 расчетно-кассовых центров, расположенных в городах республики);

  • кредитными организациями (ОАО «Альфа-Банк-Башкортостан», ОАО «Башпромбанк», ОАО «Социнвестбанк», и др.
  • филиалами кредитных организаций, головные организации которых расположены за пределами РБ (филиал АБ «Газпромбанк» ЗАО, филиал ОАО «Внешторгбанк», и др.
  • филиал Акционерного коммерческого сберегательного банка РФ (ОАО) – Башкирское отделение, филиал «Центркомбанка» ООО, филиал ЗАО «Русь-Банк» и др.;
  • представительствами кредитных организаций, головные организации которых расположены за пределами РБ (представительство ОАО «Уралвнешторгбанк», представительство ЗАО «Банк Русский Стандарт» и др.

     В 2004 году была создана Ассоциация кредитных  организаций РБ, объединяющая Национальный банк и кредитные организации  в целях проведения единой и согласованной  политики, направленной на развитие экономики.

   Для повышения роли банковского сектора  в экономическом и социальном развитии республики разработана и принята среднесрочная программа развития банковского сектора РБ, которая должна стать механизмом решения насущных банковских проблем и создания условий для формирования эффективной и конкурентоспособной банковской системы, способствующей ускорению темпов экономического роста. 

     2.2 Общая организация банковской  системы в РБ

     В связи с преобразованием экономики Республики Башкортостан из централизованной в рыночную, с 1990 года в Башкортостане сложилась двухуровневая банковская система.

     Первый  уровень этой системы образует Национальный банк (НБ) РБ. Он организует исполнение полномочий Центрального Банка России на территории республики.

     Второй  уровень банковской системы республики образуют кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки и т.п.

     Организационно система Национального банка включает сам Национальный банк, сеть расчетно-кассовых центров, расположенных в городах и районах республики, и региональный центр информатизации.

     Главной целью работы Национального банка в республике Башкортостан является проведение единой денежно-кредитной политики (ЕДКП) ЦБ РФ на территории РБ.

     Для осуществления ЕДКП РФ на территории Башкортостана приняты Законы «О банках и банковской деятельности Республики Башкортостан», «О порядке подготовки и принятия основных направлений денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан» и соответствующие постановления Кабинета Министров.

     На  основе этих нормативных актов ежегодно в республике принимаются основные направления денежно-кредитной политики, соответствующие основным направлениям в Российской Федерации. Главными целями разработки являются:

  1. Законодательное закрепление основных направлений денежно-кредитной политики, способствующих созданию условий для устойчивого обеспечения отраслей экономики Республики Башкортостан финансовыми средствами;
  2. Развитие и укрепление банковской системы Республики Башкортостан.

     Основные  направления денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан разрабатываются Национальным банком Республики Башкортостан и направляются в Кабинет Министров. Кабинет Министров ежегодно не позднее 1 декабря вносит на рассмотрение Государственного Собрания в установленном порядке основные направления на предстоящий год и отчет о ходе их реализации в текущем году.

     В рамках ЕДКП РФ национальный банк выполняет:

  • денежно-кредитное регулирование на территории РБ;
  • эмиссионные операции; лицензирование;
  • надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • анализ состояния наличного денежного оборота в республике на основе баланса денежных доходов и расходов региона;
  • прогнозирование кассовых оборотов коммерческих банков;
  • определение потребности в наличных деньгах в регионе;
  • кассовое обслуживание кредитных организаций;
  • контроль за соблюдением условий работы кредитных организаций с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;
  • контроль за соответствием купюрного строения банкнот и монеты в обращении потребностям наличного денежного оборота, а также за качеством денежных знаков;
  • организацию платежей и регулирование платежных отношений (расчеты полностью автоматизированы и осуществляются расчетной палатой Национального банка день в день).

     Национальный  банк выявляет проблемные организации, разрабатывает предложения, направленные на улучшение их финансового положения или подготавливает проект решения о стоимости и целесообразности проведения их санации и направляет его в ЦБ России.

     Деятельность  Национального банка РБ связана  с регулированием и развитием  банковской системы региональных представительств, в результате чего проводится системный анализ и прогнозирование складывающихся денежно-кредитных и финансовых отношений в увязке с состоянием экономики в целом по региону; организуется сбор, систематизация, обработка и хранение статистической информации о деятельности кредитных организаций региона.

     Кроме того, Национальный Банк республики ведет  обмен аналитической информацией  с кредитными организациями о  сделках на финансовых рынках, о  финансовом положении предприятий  республики, оказывает методологическую и методическую помощь кредитным организациям.

     Являясь территориальным подразделением ЦБ России, Национальный банк РБ представляет необходимую информацию ЦБ России обо  всех направлениях деятельности банковской системы региона, в том числе по валютным операциям, направляет ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и др.

     Таким образом, Национальный банк Республики Башкортостан с одной стороны выступает проводником денежно-кредитной политики ЦБ РФ, а с другой, проводя глубокий анализ специфики экономики региона, способствует развитию финансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан. 

    1. Денежно-кредитная  и банковская системы РБ

     Показатели  развития банковского сектора Республики Башкортостан свидетельствуют о том, что в результате улучшения внешних условий, реализации антикризисных мер, принятых Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Башкортостан, Банком России и самими кредитными организациями, банковский сектор во втором полугодии 2010 года вновь вышел на траекторию поступательного развития.

     Величина  совокупных привлеченных ресурсов банковского  сектора за 2010 год выросла на 7,5% до 321,5 млрд. рублей, в том числе  объем вкладов физических лиц  – на 33,4% до 133,3 млрд. рублей. Совокупные банковские активы (сальдированные) на территории республики выросли на 10,0% и на 1 января 2011 года составили 354,1 млрд. рублей. Собственные средства (капитал) кредитных организаций, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, увеличились на 14,8% (против 2,4% в среднем по Российской Федерации) и достигли 6,2 млрд. рублей.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан