Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной политики государства и механизмы ее реализации.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы
1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6
1.2 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14
1.3 Административные методы регулирования денежно – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30
Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан
2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32
2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35
2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан
3.1 Современная банковская система Республики Башкортостан……………44
3.2 Пути улучшения и перспективы развития денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     Основополагающие цели денежно-кредитной политики:

  • устойчивые темпы роста национального производства;
  • стабильные цены;
  • высокий уровень занятости населения;
  • равновесие платежного баланса.

     Из  них приоритетной является стабилизация общего уровня цен.

     Осуществляет  денежно-кредитную политику центральный банк страны.

     Однако, центральный банк, организуя и  реализуя кредитную политику, как  осуществляет стратегические задачи развития экономики страны в целом под  началом государства, так и может  вести самостоятельную политику, направленную на достижение частных целей. Это зависит от ряда показателей. Прежде всего – от традиций той или иной страны, от характера построения законодательной основы отношений центрального банка с другими государственными институтами, а также от специфики развития политических институтов в данной стране. Например, немецкий федеральный банк практически независим от правительства, в отличие от банка Франции. Центральные банки России и Англии достаточно независимы, т.к. здесь имеет место законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы [4; с. 4].

     Тем не менее, центральные банки являются основными проводниками денежно-кредитного регулирования экономики: «Несмотря на то, что в ряде стран (США, Япония, Швейцария и др.) центральные банки основаны на смешанном капитале, тем не менее, свою деятельность они строят исходя из государственных интересов, и в соответствии с законом реализуют государственную политику, поэтому мы вправе относить их в полной мере к органам государственного управления» [14; с. 23].

     Следует заметить, что 75-90% от всей денежной массы  в большей части стран составляют банковские депозиты, а банкноты центрального банка – 10-25%. Из этого следует, что  эффективность денежно-кредитной  политики в полной мере зависит от способности воздействия государства посредством центрального банка на кредитную деятельность коммерческих банков [4; с. 32].

     Регулирование денежно-кредитной сферы проходит по следующему пути. Центральный банк определенным набором инструментов денежно-кредитного регулирования (в зависимости от ситуации) воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т. д.

     Вследствие  этого, изменения в данных факторах отражаются на сфере производства, тем самым, способствуют достижению основных целей.

     Денежно-кредитная  политика, как правило, направлена либо на расширение масштабов кредитования (кредитная экспансия) – в случае падения уровня производства, либо на ограничение (кредитная рестрикция), т.е. нацелена на сокращение предложения денег в периоды экономических подъемов, т.к. избыток денежной массы так же негативен, как и ее недостаток.

     Центральный банк, расширяя или сокращая кредитование экономики, достигает стабильного  и умеренного роста денежной массы, который, при соответствующем росте  объема производства, обеспечивает устойчивый уровень цен. Таким образом, государство стремится к обеспечению стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Необходимо отметить, что денежно-кредитное регулирование экономики направлено на избежание или хотя бы смягчение кризисных экономических ситуаций, таких как рост инфляции и безработицы, падение объема производства, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране [15; с. 13].

     В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая, в том числе процесс  воздействия денег и денежно-кредитных  инструментов на состояние экономики  в целом. Уже давно экономисты признали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП. Таким образом, мнения относительно значения и механизма этого влияния разделились. Сторонники модернизированной кейнсианской теории считают, что в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, последователи современной количественной теории денег (монетаристы) за основу принимают само предложение денег. Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные положения каждой из теорий. В расчете на долгосрочный период в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, в расчете на краткосрочный период государство не отказывается от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

     Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.

     Центральный банк главный, но не единственный орган  регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

     Например, недостаток у предприятий свободных  денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

     С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного  хозяйства.

      Существуют  два варианта проведения денежно-кредитной  политики:

      1) Политика дешевых денег (“кредитная экспансия”)

      2) Политика дорогих денег (“политика кредитной рестрикции”)

      В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие “дешевых денег" способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объёмах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т.п.).

      Политика  “дешевых денег" в финансовой сфере  всегда дополняется проведением  курса “мягких бюджетных ограничений”. Это означает, что кредитная эмиссия  центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики “дешевых денег" и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы [25; с. 44].

      Во  втором варианте - при реализации политики “дорогих денег" - мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объёма денежной эмиссии темпами роста реального ВВП, заметно сдерживают объём денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

      Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить изменения в  проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов. [25; с. 49].

      Политика  “дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

      Центральный банк выбирает тот или иной тип  и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [25; с. 54]. 
 

      1.2 Основные инструменты и методы  денежно-кредитной политики

     Проводя денежно-кредитную политику, Центральные банки сами определяют инструмент, регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости, на расширение выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют экспансивной. Преимущество - удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных банков. Производители и инвесторы могут получать кредиты уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а денежная масса может уйти только на повышение цен. Вот здесь Центральные банки должны проводить рестрикционную денежно-кредитную политику (сдерживать выпуск дополнительных денег), с целью предотвращения инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета.

     Официальная учётная ставка выступает как  плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В то же время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов ЦБ, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

     Посредством манипуляции с официальной учётной  ставкой Центральный Банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость [8; с. 16].

     Таким образом, учётная политика Центрального Банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

     В Российской Федерации официальной является ставка рефинансирования.

     Формулировка  понятия рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций” [3; ст. 40].

     Под рефинансированием, в широком смысле этого слова понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований  в тех случаях, когда они остро  нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральный банк РФ, осуществляя политику рефинансирования, преследует приоритетную цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы [8; с. 29].

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан