Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы бюджетного регулирования
Методы исследования: системный метод, метод описания, классификация, аналитический метод, статистический.
Исследования и разработки: проведен анализ бюджетного регулирования Республики Беларусь.
Элементы научной новизны: определены общие и особенные черты государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Государственный бюджет.

Доходы и расходы  государства.

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

 

 

 

 

 

Реферат

Курсовая работа: 31 с., 1 табл., 9 источников.

         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДПОСТВА, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ, МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.

          Объект исследования – государственный бюджет

          Предмет исследования – особенности бюджетной системы Республики Беларусь

 Цель работы: исследовать основные методы бюджетного регулирования

 Методы исследования: системный метод, метод описания, классификация, аналитический метод, статистический.

  Исследования и разработки: проведен анализ бюджетного регулирования Республики Беларусь.

  Элементы научной новизны: определены общие и особенные черты государственного бюджета Республики Беларусь.

 Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

 Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества.

  

                                                                                ---------------------------

                                                                         (подпись студента)   

 

  

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………..  3

  1. Экономическая сущность государственного бюджета ……………………………     4  
    1. Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
    2. Бюджетные методы регулирования ………………………………………………..     6
  2. Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
    1. Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
    2. Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
  3. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
    1. Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
    2. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………..  23

Заключение……………………………………………………………………………….. 27

Список использованных источников …………………………………………….  30    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

  Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.д.

  Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.

  Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения в стране; наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения его участников; наличие научного аппарата и другие.

  Результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов: эффективности, стабильности, социальной справедливости.

  Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой,  формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей, косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

  В структуре расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

  В своей работе я постараюсь определить основные моменты  государственного  бюджета, его необходимость, сущность, структуру и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития в законе о бюджете Республики Беларусь. Но единой терминологии в отношении бюджета до настоящего  времени не выработано.  Термин  "бюджет"  в монографиях,  учебных   пособиях,  научных статьях,  а также законодательных  актах  используется  для   обозначения различных по своей сути объектов.

  В учебном пособии "Государственный  бюджет" под редакцией М.И.Ткачук  бюджетом называется "...основной  финансовый  план  государства,  отражающий экономические   отношения   по   поводу   формирования,   распределения   и использования  централизованного фонда денежных средств". Наиболее  точным  определением  бюджета  является   приведенное   Т.В.Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики  Беларусь":  "Совокупность бюджетных отношений по  формированию и использованию  бюджетного  фонда страны составляет понятие государственного бюджета".

  Что касается законодательных актов, то в них  еще  более  игнорируется природа бюджетных отношений.

  Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных   внебюджетных   фондах"   в   разделе   "Основные термины   и определения"     представляет      бюджет как  "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов,  экономического  и  социального развития Республики  Беларусь или соответствующих   административно-территориальных единиц...". Таким образом, в различных источниках под  бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и  расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

 При написании этой курсовой работы будут использоваться такие законодательные акты, как Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», закон « О республиканском бюджете на 2011 год  Республики Беларусь", бюллетень банковской статистики и  другие источники.

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность государственного бюджета
    1. Понятие государственного бюджета и его структура

  Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой страны. Бюджет – это роспись денежных доходов и расходов субъекта (государства, домохозяйства и т.д.) на определенный срок. Бюджет, как особая система общественных отношений, исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. На начальных стадиях развития общества государство имело возможность выделять значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны.

   В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

  С ростом производительных  сил, разделением общественного  труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения.

  Чтобы обосновать потребность  в ресурсах, их конкретное направление,  выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

  В конце 17 века в Англии  делается попытка составить единую  общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова – сумка).  В конце 18, начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности. На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.

  К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе.

  Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

  К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.

  Бюджеты разных стран, при едином общественном строе в одном историческом периоде, имеют общие черты: структура расходов и доходов; назначение бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

  Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом.

  Государственный бюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства.

   В Республике Беларусь  в современных условиях бюджет  является инструментом государственного регулирования экономики, а также проведения антикризисных мероприятий. В некоторых странах (Республике Беларусь и Китае) бюджет имеет двухуровневое построении – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель). В крупных государствах существует бюджетная система, под которой понимается совокупность как общегосударственного бюджета, так и бюджетов административно-территориальных единиц(областей и т.п.). В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны.

   Основные функции государственного  бюджета следующие:

  • перераспределение национального дохода;
  • осуществление социальной политики;
  • осуществление научно-технической политики. [1, c. 166-167]

    Контрольная функция  бюджета состоит в проведении  контролирующих мер за процессом использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики.  

  Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы. В некоторых государствах эту функцию выполняет казначейство. 

  С помощью бюджетной системы государство обеспечивает  сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов. По своей сути бюджет – это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

  Таким образом, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

  Структура бюджета, содержание  его доходов и расходов имеют  свои отличия, вызванные национальными  особенностями, политической ситуацией,  состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.

Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства