Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы бюджетного регулирования
Методы исследования: системный метод, метод описания, классификация, аналитический метод, статистический.
Исследования и разработки: проведен анализ бюджетного регулирования Республики Беларусь.
Элементы научной новизны: определены общие и особенные черты государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)

  Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей.

  Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, и т. д.

  Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетны программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-бытовой инфраструктуры.

  Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются. В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство. Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность. В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирование отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства. Наряду с экономической классификацией расходов бюджета существует и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение средств по целевым программам и уровням управления, (государственные расходы и местные расходы).

  Таким образом, большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др.

  Таким образом, расходная  часть государственного бюджета  имеет следующую классификацию:

           - функциональная классификация расходов,

           - ведомственная классификация расходов,

           - предметная классификация расходов.

  Из документа «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн. руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,9 п.п., составив 31,8% ВВП.

  Динамика расходов консолидированного  бюджета в январе-марте 2011 г.  определялась, главным образом, исполнением  принятых социальных обязательств  государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Расходы на заработную плату и начисле-ния на зарплату работников бюджетного сектора профинансированы в сумме 4,7 трлн. руб. и

возросли по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в 1,4 раза в реальном выражении, составив 37% от общего объема бюджетных расходов и 40,8% от текущих  расходов. На капитальные  расходы  направлено 1,5 трлн. руб. бюджетных средств, или 11,8% всех расходов. По сравнению  с I кварталом 2010 г. капитальные расходы  сократились на 28,4%.     При значительном сокращении расходов на поддержку национальной экономики бюджетные расходы социальной направленности увеличились относительно января-марта 2010 г.    Финансирование расходов на образование возросло на 36,2% в реальном выражении, здра-воохранение – 30,9%, социальную политику – на 14,7%.

  Это обусловило изменения  в структуре расходов консолидированного  бюджета. Удельный вес расходов по разделу «Образование» увеличился на 5,3 процентных пункта, «Здравоохранение»- на 3,1 процентных пункта. В текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга; выделение ресурсов для успешного проведения весенних полевых работ. [8, c. 3-4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Написав курсовую  работу на тему: «Государственный бюджет. Доходы и расходы государства.» ,можно сделать следующие выводы.

  Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

  Говоря о том что, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.

  Через государственный бюджет  правительство реализует экономическую  и социальную, внутреннюю и внешнюю  политику. От размера государственного  бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

  Основным источником поступления средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.

  Стабилизировать ситуацию можно путем:

- правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования доходов бюджета;

- своевременного утверждения бюджета,  более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные условия для работы предприятий и организаций народного хозяйства и объектов социальной сферы;

- совершенствования Налогового  законодательства Республики Беларусь, что обеспечило бы большую собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

  Таким образом, без формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Макроэкономика: Соц. ориентир. поход: Учеб. пособие / М16  Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохина. Мн.: Тесей, 2003.- 320 с.
  2. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [ и др. ].  – М15 2-е изд. Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.
  3. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. 298 с.;
  4. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.;
  5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. - Мн.: АУ ПРБ, 1999. 362 с.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
  7. Государственный бюджет СССР: Уч / Под ред. Г.Л. Рабиновича, М.В. Романовского. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 1988. 383 с.;
  8. Министерство  финансов Республики Беларусь « О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» //  Главное управление бюджетной политики. Январь-март 2011. 10 с.;
  9. Бюллетень Банковской Статистики № 10 (148) «Основные макроэкономические показатели  Республики Беларусь» 2011. 214 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства