Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Содержание

Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.

Вложенные файлы: 3 файла

Бюджет РФ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и  финансовая, ситуация не позволяет  местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез  рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем  введения дополнительных местных налогов  и сборов.

Следует помнить, что расходы  любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность  перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и  практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие  и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы  связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров  и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных  учреждений), текущие субсидии нижестоящим  органам власти, государственным  и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют  затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы  представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета  в различные отрасли народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и  долгосрочные бюджетные кредиты  государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных  расходов и доходов государства.

Важный признак классификации  расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. расходы по обслуживанию государственного долга;
  2. финансирование промышленного производства;
  3. финансирование обороны;
  4. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  5. финансирование социально-культурных мероприятий;
  6. финансирование науки;
  7. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  8. создание резервных фондов;
  9. прочие расходы и выплаты.

Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные  ассигнования. Этот признак классификации  расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре  расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет  рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация  расходов по целевому назначению создает  предпосылки для рационального  использования бюджетных средств, является необходимой базой для  осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных  ассигнований.

 

1.4. Внебюджетные  и целевые бюджетные фонды.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов  власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать  более двух десятков внебюджетных экономических  и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические  внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды –  один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Они предназначены для  реализации конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строго целевое назначение. Расходы  и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные  внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов  внебюджетных фондов являются:

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
  • средства бюджета;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную  систему РФ, являясь самостоятельным  элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные  внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными  фондами регламентируются БК РФ; порядок  составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов  об их исполнении регулируется нормами  бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством РФ.

  • Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный  фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Средства Пенсионного  фонда формируются по Положению  о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов  работодателей, страховых взносов  работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает  в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного  фонда используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также  на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его  постоянно действующий орган  – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, в национально-государ- ственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Фонд социального  страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

  • Фонд социального страхования образуется за счет:
  • страховых взносов граждан и юридических лиц;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС  образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координационные  советы. Руководство деятельностью  ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Для реализации политики в  области медицинского страхования  создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования; осуществления  контроля за рациональным использованием финансовых средств.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части  страховых взносов предприятий  и организаций на обязательное медицинское  страхование; взносов территориальных  фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета  на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических  и физических лиц; доходов от использования  временно свободных средств Фонда  и иных поступлений.

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования, создается  представительной властью субъектов  Федерации. Он осуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии;  финансово- кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного  медицинского страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов страховщикам при нехватке у них  финансовых средств; накопление резервов для обеспечения  устойчивости системы обязательного  медицинского страхования;    контроль за рациональным использованием средств.

Финансовые средства территориальных  фондов формируются за счет: части  страховых взносов предприятий  и организаций и иных хозяйствующих  субъектов на обязательное медицинское  страхование; доходов, получаемых от использования  временно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц  в результате предъявления им регрессных требований; добровольных взносов и  других поступлений, не запрещенных  законодательством.

Контроль за своевременным  и правильным поступлением страховых  взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ 

1.5. Регулирование  дефицита бюджета.

Расходы и доходы государственного бюджета чаще всего не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Согласно бюджетному кодексу  РФ, дефицит федерального бюджета  не может превышать размер ненефтегазового  дефицита федерального бюджета. Кредиты  Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным  банком Российской Федерации государственных  ценных бумаг Российской Федерации  при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Принято различать первичный  и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит –  это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный  профицит.

Принято также различать  фактический, структурный и циклический  дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит –  это отрицательная разница между  фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит –  это разность межу доходами и расходами  государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими  словами, это та разница, которая  существовала бы, если бы при действующей  системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных  расходах в экономике существовала бы полная занятость.

Список лит.docx

— 12.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

оглавление.docx

— 12.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Государственный бюджет