Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть понятие госбюджета, а также источники его формирования и основные проблемы.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
• изучить сущность государственного бюджета;
• изучить структуру государственного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СУЩНОСТЬ,
СТУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4

2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 14
3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 154.09 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета устанавливаются в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) год, местных бюджетов – решениями соответствующих Советов Депутатов.

Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. К ним относятся установленные в законодательстве статьи текущих расходов экономической классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение доходов бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. Секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета, а блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным из них[12 стр.22]. Секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Макроэкономическая ситуация Республики Беларусь в январе-июне 2013 года.

По данным Белстата, валовой внутренний продукт за шесть месяцев 2013 года составил в текущих ценах285 трлн. руб. и увеличился по сравнению с январем-июнем 2012 года на 1,4% в сопоставимых ценах. Основными источниками роста валового внутреннего продукта стали динамичное развитие строительства и торговли.

В январе-мае 2013 года объем внешней торговли товарами и услугами сократился по сравнению с январем-маем 2012 года на 16,3%, в том числе экспорт – на 20,9%, импорт – на 10,9%. Объем внешнеторгового оборота за пять месяцев текущего года составил 36,7 млрд. долл. США.

Итоги хозяйственной деятельности организаций реального сектора экономики в январе-мае 2013 года характеризовались сокращением продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с январем-маем 2012 года.

Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь

По итогам I полугодия 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 92,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% . Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,3 % ВВП (в I полугодии 2012 года – 29,9 % ВВП). Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формировалась за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2013 года в бюджет поступило 81,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 3,5%.

Неналоговые доходы за I полугодие 2013 года сложились в сумме 10,2 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2012 года увеличились на 1,8%.

Безвозмездные поступления составили 0,1 трлн. руб.

Формирование налоговых доходов за I полугодие 2013 года на 92,8 %  обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,2 %), налога на прибыль (17,6 %), подоходного налога (15,3 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,0 %), акцизов (9,2 %), налогов на собственность (4,5 %).[16]

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности  за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога  за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов  за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль  за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2013 г. профинансированы в сумме 86,2 трлн. руб. (на 2% выше уровня I полугодия 2012 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 1,8 п.п., составив 30,2% ВВП. Бюджетная политика в области расходов в текущем году направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Консолидированный бюджет в I полугодии 2013 года исполнен с профицитом в размере 5,8 трлн. руб., или 2% ВВП (в I полугодии 2012 года – 1,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Исполнение бюджета Республики Беларусь

В Беларуси разработан комплекс мер для обеспечения необходимой сбалансированности бюджета. Исполнения бюджета является  бездефицитным в 2013 году. В первом полугодии 2013 года бюджет Беларуси был исполнен с профицитом, хороший результат у местных бюджетов.  Также в первом полугодии была обеспечена своевременная выплата заработной платы в бюджетном секторе, пенсий, пособий, стипендий, были обеспечены выплатами все социальные платежи,  исполнены обязательства по погашению внутреннего и внешнего долга, обслуживанию обязательств перед кредиторами. В целом ситуация с исполнением бюджета неплохая, но тем не менее сохраняются определенные риски, которые со временем нарастают. Необходимо принятие определенных мер, чтобы положительная динамика исполнения бюджета сохранилась до конца года, чтобы обеспечить максимальную сбалансированность при исполнении бюджетов всех уровней.

Говоря об исполнении республиканского бюджета, на этот процесс очень сильное влияние оказывает ситуация, которая складывается сегодня в экономике. Главным образом это касается доходной части. В первом полугодии наблюдается отставание доходов от параметров, которые утверждены в бюджете. В первую очередь, это связано со снижением поступлений по налогу на прибыль, а также более низкими, чем ожидалось, темпами поступления ввозных таможенных пошлин, которые распределяются в рамках таможенного союза. В целом по году имеется около Br12 трлн. необеспеченных доходами и иными источниками расходов, соответственно, уже с начала года проведена серьезная оптимизация расходов бюджета, сокращение не первоочередных расходов.

Исполнение бюджета потребовало более рационального и эффективного использования бюджетных средств, концентрации их на первоочередных расходах, что и было сделано. Есть концепция уточнения республиканского бюджета, концепция контроля над исполнением местных бюджетов. Предприняты меры по наполняемости доходов бюджета, некоторые решения в области акцизов. Также есть предложение Министерства финансов по изъятию части прибыли государственных предприятий. Есть достаточно обоснованная и выверенная, даже настойчивая позиция правительства по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества. Дополнительные доходы могут быть получены также от повышения тарифов на услуги ЖКХ и транспорта. Все это в комплексе поможет обеспечить ту необходимую сбалансированность, при которой бюджет не будет влиять ни на состояние денежно-кредитной системы, ни на общее состояние внутреннего спроса в стране.

По данным Министерства Финансов Республики Беларусь предоставлено исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения) за январь-август 2013 года:

 Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года сложились в сумме 173,5 трлн. рублей, или 63,6 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 69,2 трлн. рублей, или 56,7 процента уточненного годового плана.

За январь-август 2013 года поступление НДС составило 37,4 трлн. рублей, или 63,3 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 14,9 трлн. рублей, или 52,7 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 10,6 трлн. рублей, или 64,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,3 трлн. рублей, или 54,8 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 50,3 трлн. рублей, или 71,9 процента утвержденного годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 152,9 млрд. рублей и уменьшилась за август 2013 года на 36,7 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составили 167,8 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 68,5 трлн. рублей, или 55,9 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 27,5 трлн. рублей (50,1 процента), на финансирование национальной экономики – 20,5 трлн. рублей (64,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 99,4 трлн. рублей (65,8 процента).

Профицит республиканского бюджета составил 0,7 трлн. рублей, или 0,2 процента к ВВП. [16]

Показатели

Уточнённый план 2013

Исполнено за январь-август

В %-ах к уточнённому годовому плану

 

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего доходов

272787,1

122053,6

173570,3

69187,6

63,6

56,7

Из них:

           

-налог на прибыль

28227,5

10451,2

14878,2

3613,8

52,7

34,6

-налог на до

бавленную стоимость

59040,7

41327,5

37376,2

26204,7

63,3

63,4

-акцизы

16434,0

16434,0

10649,3

10649,3

64,8

64,8

-доходы от внешнеэкономической  деятельности

29809,2

29809,2

16334,1

16334,1

54,8

54,8

-поступления в Фонд  социальной защиты населения

69936,5

-

50300,8

-

71,9

-

Всего расходов

272007,2

122421,4

167824,7

68491,5

61,7

55,9

Из них:

           

-общегосударственная деятельность

54885,8

62826,2

27515,2

33066,7

50,1

52,6

-национальная экономика

31947,9

18441,7

20470,3

10759,8

64,1

58,3

- расходы на финансирование социальной сферы.

151029,8

23265,7

99380,1

14226,3

65,8

61,1

Превышение доходов над расходами (+),

Дефицит (-)

784,4

-367,8

5745,6

696,1

   


 

Табл.3. Доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь[12]


 

 

Заключение

Сущность госбюджета состоит в том, что:

    • он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью государственного бюджета государство способно осуществлять вмешательство в рыночные механизмы.
    • госбюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.
    • наличие госбюджета позволяет решать сложные социальные проблемы бедности, безработицы, здоровья нации и др.

Бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, т.к. отражает часть денежных ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их взаимоотношения с государством в этой сфере. Финансовые планы учреждений непроизводственной сферы тесно связаны с бюджетом государства, поскольку его ресурсы являются основным источником финансирования их  расходов. Определённая связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования - временно свободные средства бюджета.

Когда государство начинает планировать свои доходы и расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета. Решение данных проблем заключается в правильном продуманном подходе на пути к их решению.

Посредством бюджета государство осуществляет одну из своих важнейших хозяйственных функций – бюджетное регулирование. Целью бюджетного регулирования является обеспечение и поддержание стабильности экономики. Методы бюджетного регулирования весьма разнообразны: предоставление налоговых привилегий, перераспределение общегосударственных доходов, дотации, межбюджетные трансферты, субсидии и т.д.

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем: образования, здравоохранения, культуры и искусства и др.

 

Список использованных источников

Информация о работе Государственный бюджет