Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть понятие госбюджета, а также источники его формирования и основные проблемы.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
• изучить сущность государственного бюджета;
• изучить структуру государственного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СУЩНОСТЬ,
СТУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4

2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 14
3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 154.09 Кб (Скачать файл)

Ученые признают, что небольшой дефицит при умелом управлении может даже способствовать некоторому оживлению экономики. Предел бюджетного дефицита целесообразно  определять по отношению к валовому внутреннему продукту (2-3%), национальному доходу (5%) или расходам соответствующего бюджета (8-10%).

Рассмотрим Канаду – страну, в которой длительное время наблюдался бездефицитный бюджет (в 2010г. он составил рекордную сумму – 55,6 млрд дол., или 3,3 % ВВП). Формируя бюджет на 2010 – 2015 гг. с учётом налоговой базы, правительство снизило прогнозируемые доходы на 40 млрд дол. Для того чтобы уменьшить расходную часть, ему следовало свернуть программы помощи безработным. Тем не менее, ряд программ решено было продолжить, что обойдётся Канаде в 5,3 млрд дол. Государственный долг этой страны составляет 519 млрд дол., или 34% ВВП. [3 стр.443]

В мировой практике принято прибегать к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ.

Государственные программы поддержки экономики в условиях мирового экономического кризиса значительно увеличивают государственные расходы, в результате дефицит бюджета может превысить установленные критерии экономической безопасности (3% ВВП).

По данным Европейской статистической организации, в 2009 г. Средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. – 2,3%). Кроме того, 20 из 27 стран имели дефицит свыше 3 %. В сложившейся ситуации правительствам приходиться привлекать дополнительные средства с международных рынков капитала.

Страна

Уровень дефицита

Чехия

3,4

Словакия

4

Румыния

4,2

Швеция

4,4

Словения

5,3

Италия

5,35

Литва

6,56

Франция

7,5

Латвия

8,11

Япония

9,22

Португалия

9,44

Испания

11,1

США

11,89

Греция

12,67

Великобритания

14,33


Табл 1.Дефицит бюджета зарубежных стран в 2009 г., %        [3 стр. 444]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В контексте рассматриваемой проблемы можно обратиться к опыту управления бюджетным дефицитом в России, где он подробно описывается.

 

Источники

Год

Всего за 3 года

2011

2012

2013

Внутренние – всего

привлечение

         погашение

 

 

836,2

1787,5

-951,3

351,4

1245,7

-894,2

1103,2

1768,4

665,1

В том числе государственные ценные бумаги-всего

Привлечение

Погашение

 

 

 

 

 

 

 

448,6

1213,2

-764,6

 

 

433,0

1097,6

-664,6

 

 

1290,2

1633,3

343,0

Внешние – всего

Привлечение

Погашение

 

 

53,0

265,7

-212,7

52,1

259,2

-207,2

-363,6

94,3

457,9

Из обоих источников – всего

Привлечение

Погашение

 

 

 

 

233,5

569,3

335,8

 

333,3

746,3

413,0

 

739,6

1862,7

1123,0


Табл. 2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета Российской Федерации, млрд руб. [3 стр.445]

 

Итак, совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета составило: в 2008 г. – 172,8 млрд руб., в 2009 г. – 233,5 млрд руб., в 2010 г. – 333,3 млрд руб.

Сальдо по внутренним источникам имело положительную величину, по внешним – отрицательную, что означало превышение сумм, направленных на погашение государственного долга, над суммами полученных кредитов.

В 2008 г. за счёт размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке удалось привлечь 463,3 млрд руб., в последующие годы – 496,7 и 673,3 млрд руб. соответственно. Таким образом, развитие рынка ценных бумаг обеспечило сокращение внешних источников финансирования бюджетного дефицита. [3 стр.445-446]

В отличие от внешнего финансирования источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета – это постоянно возобновляемый ресурс заёмных средств государства.

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями,  рассматривать  зависимости связанные с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), это позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление.

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.

Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

 

Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. В их целях в каждой стране создаётся разветвлённая сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования социальной сферы, благоустройства каждой административно- территориальной единицы, содержания законодательной власти и т.д. Это всё отражает бюджетная система.

Бюджетная система — регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве нашей страны.[12 стр.19]

 














В разных странах мира бюджетные системы отличаются особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: единое – унитарное и федеративное. Республика Беларусь является унитарным государством, в котором имеются два уровня бюджетов: государственный и местный.

В состав республиканского бюджета включены средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда охраны природы, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, а также инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчинёнными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзам потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси.

Местные бюджеты делятся на:

    • Бюджеты первичного уровня (сельские, посёлковые, городские);
    • Бюджеты базового уровня (районные и городские)
    • Бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).[12 стр. 20]

В местные бюджеты включены средства государственных целевых бюджетных фондов: инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами, и местных фондов охраны природы.

Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов и выявления определённых тенденций в развитии доходов и расходов государства самостоятельный бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет вышестоящего уровня: района, города, области, страны в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. В связи с этим консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств и приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, и других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии принятыми ранее обязательствами в полном объеме предусматривается выплата процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также исполнение обязательств по выданным Правительством Республики Беларусь гарантиям.

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц  является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Такая сбалансированность обеспечивается посредством бюджетного регулирования. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный год). Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита бюджета, установленного для бюджетов областей и г. Минска, бюджетов городов районного подчинения, посёлков городского типа, сельсоветов – вышестоящими местными Советами депутатов.

Информация о работе Государственный бюджет