Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть понятие госбюджета, а также источники его формирования и основные проблемы.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
• изучить сущность государственного бюджета;
• изучить структуру государственного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СУЩНОСТЬ,
СТУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4

2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 14
3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 154.09 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства [9 стр32]. Формирование расходов бюджет основывает на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию социальных прав граждан. Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития страны и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии с законодательством.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы направлены на текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы являются частью расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных прав на объекты интеллектуальной собственности.

     Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующей форме:

  • расходы на функционирование бюджетных организаций;
  • бюджетные трансферты населению;
  • субсидии организациям и физическим лицам;
  • бюджетные трансферты за границу;
  • межбюджетные трансферты;
    • расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
  • бюджетные ссуды, бюджетные займы;
  • бюджетные кредиты;
  • расходы на обслуживание долговых обязательств;
    • другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

Из республиканского бюджета финансируются:

  • общегосударственная деятельность;
  • национальная оборона;
    • судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • национальная экономика;
  • охрана окружающей среды;
  • жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
  • здравоохранение;
    • физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
  • образование;
  • социальная политика. [9 стр. 33]

Из республиканского бюджета также финансируются расходы на государственные инвестиционные программы и проекты.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента страны, Правительства страны и местных исполнительных и распорядительных органов. Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2% доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов, а в местных бюджетах - 1% доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Доходы и расходы госбюджета должны быть сбалансированы. Если этого не происходит, то имеет место дефицит или профицит.

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета. Дефицит бюджета является важнейшим показателем состояния экономики, поэтому данной проблеме  уделяется большое внимание.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. И, наоборот, когда доходы превышают расходы, имеет место профицит.

. В экономической литературе  различают несколько видов бюджетного  дефицита и профицита. В частности, выделяют дефицит первичный и  общий (итоговый). Первичный дефицит  имеет место при превышении  суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Различают также структурный и циклический дефицит (профицит). Структурный дефицит имеет место в тех случаях, когда государство сознательно идет на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, что неизбежно ведет к появлению структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджет представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и расходах бюджета происходят автоматически.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.

В зависимости от продолжительности существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит. Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года. Долгосрочный дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет.

Основными причинами бюджетного дефицита в отдельных странах являются:

•  наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда становится невозможным

•  необходимо мобилизовать финансовые ресурсы в нужных  размерах;

•  кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и др.), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

•  необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное состояние экономики, а стремление правительства страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. [11 стр.111]

 

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

•  повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые способствуют  росту денежных накоплений — основного источника платежей в бюджет;

•  изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

•  привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (следовательно, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, отсюда следует, что увеличиваются поступления в бюджет;

•  претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета. [11 стр. 111-112]

Также за последние десятилетия многие экономисты пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей сокращения дефицита государственного бюджета. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

•  концепция ежегодного балансирования;

•  концепция циклического балансирования;

•  концепция функциональных балансов.

Концепция ежегодного сбалансирования заключается в том, что объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периода должны быть равны государственным расходам таких же периодов. При этом экономические субъекты действуют рационально и любой прирост задолженности государств воспринимают как прирост налогов в будущем, поскольку другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет.

Концепция циклического балансирования допускает балансирование бюджета в ходе экономического цикла: дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать слишком высокие темпы роста экономики.

Концепция функциональных балансов рассматривает проблему сбалансированного бюджета как второстепенную. Важнейшей  выдвигается задача стабилизация экономического развития. При этом рост государственного долга не приведет к банкротству государства, так как государственный долг возвращать не надо, его достаточно обслуживать и рефинансировать, государство может снизить бремя государственного долга или повысить налоги.

Ещё  при благоприятных условиях развития экономики государство может иметь профицит бюджетов (консолидированного, республиканского, местных), что считается положительным финансовым явлением.

В соответствии с законодательством, профицит бюджета утверждается в таком же порядке, который предусмотрен для утверждения дефицита соответствующего бюджета.

В случае отсутствия долговых обязательств профицит бюджета может быть использован на иные цели. Решение об использовании профицита республиканского бюджета определяется законодательными актами, профицит местного бюджета — решениями местных Советов депутатов.

По своей сути, госбюджет - это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Благодаря бюджету любая страна может воздействовать на развитие экономики, финансировать отрасли материального производства, научных учреждений, мероприятий связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами, осуществлять социальные преобразования и др.

Бюджет является не только экономической, но и исторической категорией, появившейся с возникновением государства, развитием товарно - денежных отношений и существующий в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. В связи с этим его сущность как экономической категории и основное назначение не меняются в зависимости от смены общественных формаций.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль госбюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.

 

Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт

Госбюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой являются хронически дефицитным и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств. Экономическая наука установила (и практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3 % валового внутреннего продукта. А временный дефицит вполне допустим.

          Также, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в период подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов.

Чрезмерно высокий уровень дефицита бюджета (превышающий 3—5 %) к валовому внутреннему продукту приводит ко многим отрицательным последствиям в экономике стран и, прежде всего, к росту инфляции, обесцениванию национальной валюты.

С проблемой бюджетного дефицита сталкивалось каждое государство, поскольку в мире нет страны, где безупречно работали бы все финансовые рычаги, обеспечивающие формирование доходов бюджета, а государственные расходы не превышали бы доходов.

Информация о работе Государственный бюджет