Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БС.doc

— 733.00 Кб (Скачать файл)

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере производства. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. [10]

В соответствии с действующим в  РФ законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- финансовая поддержка субъектов РФ и др. [13]

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка  отраслей промышленности, строительства  и строительства индустрии, сельского  хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- развитие рыночной  инфраструктуры;

- обеспечение деятельности  средств массовой информации;

- прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных  средств. За счет федеральных налогов  формируется Фонд финансовой поддержки  регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции. [9]

 

2.2.Бюджеты  субъектов Российской Федерации  и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это "форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации". Роль и социально-экономическое значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что и федерального бюджета, однако их роль специфична - соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне. Формирование бюджетов субъектов РФ осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах. [3]

К налоговым доходам  бюджетов субъектов РФ относятся:

- собственные налоговые  доходы: региональные налоги и  сборы, перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законами о бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год;

- регулирующие налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджета  субъекта РФ формируются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий, находящихся в ведении субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, установленных законами соответствующих субъектов РФ), сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других. [2]

Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие  функциональные виды расходов субъектов РФ:

1. Функционирование органов законодательной, представительной и исполнительной власти;

2. Обслуживание и погашение  государственного долга;

3. Проведение выборов и референдумов;

4. Обеспечение реализации  региональных целевых программ;

5. Формирование государственной собственности;

6. Осуществление международных и внешнеэкономических связей;

7. Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти;

8. Обеспечение деятельности средств массовой информации;

9. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10. Прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. [10]

Исполнение областного бюджета Кировской области за 2007-2009 гг. характеризуется стабильным формированием необходимых финансовых ресурсов и обеспечением принятых бюджетных расходных обязательств.

 

Таблица 1 - Доходы и расходы бюджета  Кировской области за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

Доходы, всего

31 046 251,0

37 279 945,1

38 603 000,0

Расходы, всего

33 896 109,6

38 407 849,1

41 484 000,0

Профицит (+) / Дефицит (-)

-2 849 858,6

-1 127 904,0

-2 881 000,0


 

Общие параметры областного бюджета за 2011 год сложились по доходам в сумме 38 603 000,0 тыс. руб., по расходам 41 484 000,0 тыс. руб. В сравнении с 2009 годом доходы и расходы областного бюджета к 2011 г. возросли соответственно на 24,34% и 22,39%. Однако, в связи с тем, что темп роста расходов за анализируемый период опережал темп роста доходов, за 2009-2011 гг. образовался дефицит бюджета в размере 2 849 858,6 тыс. руб., 1 127 904,0 тыс. руб.,2 881 000,0 тыс. руб. соответственно.

Основными бюджетообразующими доходными источниками областного бюджета в анализируемом были налоговые доходы.

Выполнение доходной части бюджета стало основным фактором успешного исполнения бюджетной политики области, направленной на выполнение определенных Бюджетным посланием задач, в том числе финансового обеспечения мероприятий в области социальной политики и осуществления инвестиционной деятельности. Итоги проводимой бюджетной политики за период характеризуются обеспечением своевременно и в полном объеме выплаты заработной платы, социальных выплат населению, софинансирования приоритетных национальных проектов и отсутствием просроченной кредиторской задолженности.

Наибольший удельный вес в структуре расходов за 2009-2011 гг. приходится на перечисления другим бюджетам РФ.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении областного бюджета  за 2011 год Правительством области  поставлены задачи:

1. Повышение качества бюджетного планирования.

2. Обеспечение равномерности финансирования расходов в течение финансового года.

3. Сокращение неэффективных  льгот по региональным налогам.

4. Увеличение доли  расходов, выполняемых в соответствии  с государственными заданиями.

5. Размещение информации о всех государственных и муниципальных услугах на региональном Интернет-портале услуг.

6. Сокращение объема  долговых обязательств государственных  унитарных предприятий.

7. Ведение свободного  плана-графика размещения заказов  закупок.

 

2.3.Местные  бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)

 

Местный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  местного самоуправления. [4]

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении муниципального образования, это:

- средства местного  бюджета;

- муниципальные внебюджетные  средства;

- финансовые ресурсы  предприятий и учреждений, находящихся  в муниципальной собственности;

- средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты, ценные бумаги и т.п.). [1]

Формирование и использование  местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.

Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

К неналоговым доходам  относятся доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Кроме того, в местные  бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами  экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов. [1]

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. [20]

Таблица 2 - Доходы и расходы  муниципального образования "Город  Киров" за 2009-2010 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

2010г. в % к

2009 г.

Доходы, всего

5 953 731,00

7 250 142,70

1 296 411,70

127,77

Расходы, всего

6 051 114,40

7 318 954,20

1 267 839,80

120,95

Профицит (+) / Дефицит (-)

-97 383,40

-68 811,15

28 572,25

70,66


За анализируемый период с 2009 по 2010 гг. уровень доходов и  расходов бюджета муниципального образования "Город Киров" увеличился соответственно на 27,77% и 20,95%. При этом удалось сократить размер бюджетного дефицита на 28 572,25 тыс. руб. или на 29,34%.

Налоговые доходы являются главным источником формирования доходов  бюджета за период и составляют 43,39% в структуре доходов 2009 г. К концу 2009 г. больше всего наблюдалось увеличения поступлений по позиции "Неналоговые доходы", прирост средств в бюджет от них составил 42,12%.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ