Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БС.doc

— 733.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.Организационно-правовые  основы бюджетного устройства  РФ. Бюджетные права органов государственной  власти и местного самоуправления

 

Главным звеном финансовой системы государства является бюджетная  система. Ее построение зависит от формы государственного и административного устройства в стране (По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями государства подразделяются на: унитарные или единые, федеративные или объединенные, конфедеративные или союзные государства). [8]

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, которая основана на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. [6]

Уровень бюджетной системы  государства - совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления. [7]

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов формируют бюджетное устройство. [17]

Бюджетное устройство - это  основанная на правовых нормах организация  системы взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и участниками  бюджетного процесса. Бюджетное устройство обеспечивает в процессе управления бюджетными ресурсами формирование устойчивых взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса посредством следующей системы принципов: принципов построения бюджетной системы, принципа формирования и исполнения бюджетов, принципов организации бюджетного процесса. Через систему бюджетного устройства страны реализуются бюджетные отношения. [16]

Бюджетное устройство РФ - организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия. Бюджетное устройство включает следующие элементы:

· бюджетную систему государства;

· бюджетные права органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

· принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система. [4]

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [15]

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система РФ является единой, но при  этом имеет три самостоятельных  уровня, которые не включаются друг в друга (см. Приложение А):

- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России представляет понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. [4]

Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты (см. Приложение Б).

Консолидированные бюджеты  РФ и субъектов РФ не рассматриваются  и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней, а являются статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют данные о доходах и расходах, источниках поступления и направления использования средств по территории субъектов РФ и в целом по стране. Показатели консолидированных бюджетов используются при бюджетном и финансовом планировании, прогнозировании, анализе формирования и использования финансового фонда страны, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны и территорий. [7]

По своему строению и  организации бюджетная система  РФ состоит из элементов, к которым относятся:

1. Законодательная база, определяющая легитимность бюджета  и бюджетного процесса (Бюджетный кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции);

2. Источники формирования  бюджета, законодательно закрепленные  за каждым звеном или уровнем  бюджетной системы и бюджетной  системой в целом;

3. Органы государственной  исполнительной власти и местного  самоуправления как институты власти, наделенные определенными правами по формированию бюджета, его исполнению и установлению контроля за бюджетным процессом;

4. Бюджетные организации,  участвующие в бюджетном процессе. [12]

Законодательную базу бюджетной  системы РФ составляют законы и иные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Конституция страны является основополагающим актом бюджетного права, вторым после него наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ - это  свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы  РФ, обеспечивающий финансовое регулирование  бюджетных правоотношений, устанавливающий  общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение законодательства.

По отдельным вопросам, определяемым бюджетным законодательством, в интересах оперативного регулирования  бюджетных средств между уровнями бюджетной системы издаются правовые акты Правительством РФ и органами власти субъектов РФ К органам законодательной (представительной) власти РФ относятся Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления. [16]

Бюджетные компетенции  и полномочия федеральных органов  государственной власти закреплены в Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ.

К ведению Российской Федерации в области регулирования  бюджетных правоотношений относятся:

1. Установление общих  принципов организации и функционирования  бюджетной системы РФ;

2. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3. Определение основ  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

4. Определение основ  формирования доходов, осуществления  расходов из бюджетов всех  уровней бюджетной системы, основ  осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

5. Установление порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

6. Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

7. Утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации;

8. Установление единых  форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

9. Формирование, обеспечение  погашения и обслуживание внешнего  долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

10. Определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

11. Установление оснований  и порядка привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации и т.д. [7]

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые, отменять или изменять действующие виды неналоговых доходов. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ. К ведению федеральных органов относится также разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  субъектов Российской Федерации  относятся:

1. Установление порядка  составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

2. Составление и рассмотрение  проектов бюджетов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта и местными бюджетами;

4. Определение порядка  направления в бюджет субъекта  РФ доходов от использования  собственности субъекта РФ, доходов  от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

5. Предоставление финансовой  помощи, бюджетных ссуд и кредитов  из бюджета субъекта Российской  Федерации местным бюджетам, определение  порядка и условий предоставления;

6. Определение перечня и порядка государственных внутренних заимствований субъектов РФ и их осуществления и т.д.

Представительные органы субъектов РФ вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ, а также в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ в соответствии с законодательством.

Местным органам предоставлены  права самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов, в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов, устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения, образовывать резервные фонды. Представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ. [8]

 

1.3.Принципы построения бюджетной системы РФ

 

Характер бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принципы построения бюджетной системы - один из составляющих элементов бюджетного устройства РФ.

К ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Законодательное закрепление механизма действия (правил и требований) принципов позволяет уяснить их содержание, которое вкладывает в них государство в лице законодателя. [6]

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ