Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания моей курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и его участие в социальной политики.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
раскрыть характер социальной политики в РФ;
рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………2
1. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации…………………….….3
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции………………..…3
1.2 Бюджетная системы РФ и принципы ее построения…………………………..….5
2. Проект федерального закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» ………………………….………...…8
2.1. Основные характеристики проекта закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»……………………………………...8
2.2. Доходы федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………......…..12
2.3. Расходы федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………..……………………..14
3. Роль бюджета в социальной политике государства ………………..….…...18
3.1. Формы и направления социальной политики ……………….……………….....18
3.2. Реализация социальной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…..……………………………………...…………………….……………… 21
Заключение……………………….…………………………………………………... 24
Список литературы…………….………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 76.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………………2

  1. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации…………………….….3
  2. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции………………..…3
  3. Бюджетная системы РФ и принципы ее построения…………………………..….5
  4. Проект федерального закона « О федеральном бюджете на 2011 год                               и плановый период 2012 и 2013 годов»   ………………………….………...…8
    1. Основные характеристики проекта закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»……………………………………...8
    2. Доходы федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………......…..12
    3. Расходы  федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………..……………………..14
  5. Роль бюджета в социальной политике государства   ………………..….…...18
    1. Формы и направления социальной политики   ……………….……………….....18
    2. Реализация социальной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…..……………………………………...…………………….……………… 21

Заключение……………………….…………………………………………………...   24

Список литературы…………….……………………………………………………..  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью политики.                                                                                                                                  Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное  звено которой – бюджетная  система, представленная совокупностью  бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.                                                                                                                           Центральное место в бюджетной  системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Именно в  нем аккумулируется основная масса  налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия  на экономическое развитие страны и  реализации социальной политики на всей ее территории.                                                                                                                                          Федеральный бюджет, будучи экономической  категорией, выражает экономические  отношения в обществе – отношения  между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые  поступления, зачисляемые в федеральный  бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих  субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом  денежных ресурсов, необходимых ему  для решения экономических, политических и социальных задач.                                                                                              По материальному содержанию бюджет – это сам централизованный фонд денежных средств государства. В  юридическом аспекте -  государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.                                                                                                                             Политическое значение бюджета многогранно, и в частности, оно состоит  в том, как законодательный орган  утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем  самым - народные представители реализуют  волю народа.                                                              Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства.

Цель написания  моей курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и его участие в социальной политики.

Поставленная цель требует  решения ряда взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
  • выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
  • раскрыть характер социальной политики в РФ;
  • рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.

Объект исследования – бюджет государства.

Предмет исследование – динамика структуры доходов и расходов государственного бюджета и ее влияние на социальную политику.

 

1. Бюджет и бюджетная  система РФ.

    1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции.

Существуют различные  подходы к трактовке понятия  «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Под бюджетом традиционно  понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Бюджет в этом смысле:

  • основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований;
  • это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти.

Централизация денежных средств  в бюджетах не только позволяет маневрировать  финансовыми ресурсами и сосредотачивать  их на решении важнейших задач  экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной  экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно  меняется и социально-экономическая  роль бюджета. В условиях планово-директивной  экономики бюджет государства был  единственным источником финансового  обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение  между централизованными (прежде всего  – бюджетными) и децентрализованными  денежными фондами в пользу последних.

С сущностных позиций как  экономическая категория, бюджет рассматривается  как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  общего централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более  прикладного характера. Так, в бюджетном  кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под  термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная  в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной  России Л.В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителе верховной власти». Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной  функции (или функции экономического регулирования) бюджета реализуется  в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для  проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной  системе, финансовые ресурсы посредством  налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов  и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального  производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так  и в сферу нематериального  производства, находящуюся на содержании бюджета.

Контрольная функция бюджета  заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные  инвестиции и т.п. При этом в бюджетном  процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность  посредством корректировки направления  движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию  деятельности тех или иных производств  и сфер экономики.

Фискальная функция бюджета  предполагает, с одной стороны, обеспечение  финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных  услуг, которые на него возложены  обществом.

С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышать эффективность  государственных услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий  для эффективного размещения и использования  всех имеющихся в государстве  ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  фискальная функция непосредственно  связана с распределительной  функцией бюджета, однако, она имеет  свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства  – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем  таким макроэкономическим целям, как  контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых  государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл  платного служения всему обществу.

 

    1.  Бюджетная система РФ и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих  между различными субъектами в процессе:

  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

  1. Бюджетным кодексом РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.) -  это базовый законодательный акт;
  2. соответствующими специальными законами федеральных органов, субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  3. указами Президента РФ;
  4. нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  5. соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Всего в РФ 83 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 6 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации.                                                                                                       Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ