СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………2
- Бюджет и бюджетная система Российской Федерации…………………….….3
- Социально-экономическая сущность бюджета и его функции………………..…3
- Бюджетная системы РФ и принципы ее построения…………………………..….5
- Проект федерального закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» ………………………….………...…8
- Основные характеристики проекта закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»……………………………………...8
- Доходы федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………......…..12
- Расходы федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………..……………………..14
- Роль бюджета в социальной политике государства ………………..….…...18
- Формы и направления социальной политики ……………….……………….....18
- Реализация социальной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…..……………………………………...…………………….……………… 21
Заключение……………………….…………………………………………………...
24
Список литературы…………….……………………………………………………..
25
Введение.
В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую роль
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовая система, главное
звено которой – бюджетная
система, представленная совокупностью
бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной
системе любого государства занимает
федеральный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства
на текущий финансовый год. Именно в
нем аккумулируется основная масса
налоговых поступлений и других
доходов, необходимых для воздействия
на экономическое развитие страны и
реализации социальной политики на всей
ее территории.
Федеральный бюджет, будучи экономической
категорией, выражает экономические
отношения в обществе – отношения
между социальными слоями и группами
и государством. В этой связи важно,
чтобы налоговые и неналоговые
поступления, зачисляемые в федеральный
бюджет, были не слишком обременительны
для населения и хозяйствующих
субъектов и наряду с этим обеспечивали
государство оптимальным объемом
денежных ресурсов, необходимых ему
для решения экономических, политических
и социальных задач.
По материальному содержанию бюджет
– это сам централизованный фонд
денежных средств государства. В
юридическом аспекте - государственный
бюджет выступает в форме закона,
который принимается высочайшим
органом законодательной власти
страны.
Политическое значение бюджета многогранно,
и в частности, оно состоит
в том, как законодательный орган
утверждает объемы доходов и расходов
бюджета на плановый год, а тем
самым - народные представители реализуют
волю народа.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
(БК РФ) определяет бюджет как «форму
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления».
Актуальность данной темы не вызывает никаких
сомнений, поскольку без принятия данного
документа не будут выделены основные
направления использования денежных средств
государства.
Цель написания
моей курсовой работы – рассмотреть государственный
бюджет и его участие в социальной политики.
Поставленная цель требует
решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.
Объект исследования – бюджет государства.
Предмет исследование – динамика структуры доходов
и расходов государственного бюджета
и ее влияние на социальную политику.
1. Бюджет и бюджетная
система РФ.
- Социально-экономическая сущность бюджета и его функции.
Существуют различные
подходы к трактовке понятия
«бюджет», что
обусловлено многогранностью бюджета
как явления.
Под бюджетом традиционно
понимается централизованный
денежный фонд, формируемый на том или
ином уровне для обеспечения функций и
задач соответствующих органов власти
(государственной, местной). Эта трактовка
в наибольшей степени раскрывает содержание
бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле:
- основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований;
- это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти.
Централизация денежных средств
в бюджетах не только позволяет маневрировать
финансовыми ресурсами и сосредотачивать
их на решении важнейших задач
экономического и социального характера,
но и обеспечивает проведение государственной
экономической и финансовой политики.
С развитием общества существенно
меняется и социально-экономическая
роль бюджета. В условиях планово-директивной
экономики бюджет государства был
единственным источником финансового
обеспечения всех сторон жизни общества.
Рыночная экономика изменила соотношение
между централизованными (прежде всего
– бюджетными) и децентрализованными
денежными фондами в пользу последних.
С сущностных позиций как
экономическая категория, бюджет рассматривается
как система экономических (денежных)
отношений между государством, экономическими
субъектами и населением по поводу
перераспределения части стоимости
общественного продукта в процессе
образования и использования
общего централизованного фонда
денежных средств для удовлетворения
наиболее важных на данном этапе развития
потребностей общества. Такой подход
находит развитие в трактовках более
прикладного характера. Так, в бюджетном
кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной
практики бюджет трактуется как форма
образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления. В этом случае
бюджет интерпретируется со стороны источников
его формирования и тех конкретных форм,
в которых осуществляется движение (расходование)
бюджетных средств, а также со стороны
отношений, составляющих суть этих процессов.
В ряде исследований под
термином «бюджет» понимается совокупность
доходов и расходов, приведенная
в определенную систему и приуроченная
к определенному периоду времени.
Так, известный финансист дореволюционной
России Л.В. Ходский писал: «Под государственным
бюджетом… разумеют бюджетную роспись,
то есть роспись (со всеми приложениями)
государственных расходов и предлагаемых
для покрытия их доходов на определенный
период времени, составленную (как проект)
финансовым управлением, рассмотренную
в законодательном учреждении и скрепленную
(утвержденную) представителе верховной
власти». Этот подход характеризует бюджет
как финансовый план страны, который формируется
и исполняется в установленном порядке,
представляет собой юридически оформленный
документ (имеет силу закона), где в количественном
выражении отражается процесс получения
и распределения государством денежных
ресурсов. Составление и контроль за исполнением
бюджета находятся в исключительной компетенции
государственных органов власти.
Таким образом, бюджет – это
объективно обусловленное звено финансовой
системы, особый сегмент денежных отношений,
связанный с формированием, распределением
и использованием централизованного фонда
денежных средств, предназначенного для
обеспечения функций и задач государства
и его территориальных подсистем; это
главный финансовый план страны, важнейший
инструмент государственного регулирования.
Сущность государственного
бюджета как экономической категории
реализуется через распределительную
(регулирующую), контрольную и фискальную
функции.
Содержание распределительной
функции (или функции экономического
регулирования) бюджета реализуется
в процессе формирования доходных источников
бюджета и их использования для
проведения экономической политики
государства. Аккумулированные в бюджетной
системе, финансовые ресурсы посредством
налоговых и других обязательных
платежей хозяйствующих субъектов
и граждан затем в соответствии
с проводимой государством социальной
и инвестиционной политикой перераспределяются
как в сферы материального
производства, имеющие приоритетное
значение для экономики страны, так
и в сферу нематериального
производства, находящуюся на содержании
бюджета.
Контрольная функция бюджета
заключается в том, что бюджет
объективно через количественные характеристики
формирования и использования фондов
денежных средств государства отображает
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству
бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей, достаточно ли эффективно
«работают» в экономике прямые государственные
инвестиции и т.п. При этом в бюджетном
процессе «высвечиваются» слабые места,
«болевые точки» в экономике страны,
и Правительство РФ имеет возможность
посредством корректировки направления
движения централизованных финансовых
ресурсов воздействовать на активизацию
деятельности тех или иных производств
и сфер экономики.
Фискальная функция бюджета
предполагает, с одной стороны, обеспечение
финансовыми ресурсами выполнение
государством своих прямых управленческих,
оборонных, внешнеполитических и социальных
задач, то есть тех государственных
услуг, которые на него возложены
обществом.
С другой стороны, фискальная
функция бюджета не ограничивается
только предоставлением государственных
услуг. Для того чтобы повышать эффективность
государственных услуг, недостойно
только наращивать их объемы. В равной
степени необходимо создание условий
для эффективного размещения и использования
всех имеющихся в государстве
ресурсов и поддержание определенного
уровня экономической активности. Поэтому
фискальная функция непосредственно
связана с распределительной
функцией бюджета, однако, она имеет
свои специфические формы реализации,
ибо фискальная политика государства
– это политика поддержания бюджетного
дефицита на уровне, соответствующем
таким макроэкономическим целям, как
контроль за инфляцией, повышение инвестиционной
активности всех финансовых ресурсов,
рост общего экономического потенциала
общества, что в свою очередь, обеспечивает
прирост доходной базы бюджета и,
соответственно, увеличение объема предоставляемых
государством услуг. Только в этом случае
услуги власти приобретают смысл
платного служения всему обществу.
- Бюджетная система РФ и принципы ее построения.
Бюджетная система представляет
собой совокупность отношений, возникающих
между различными субъектами в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников
бюджетных отношений в Российской
Федерации регламентируется:
- Бюджетным кодексом РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.) - это базовый законодательный акт;
- соответствующими специальными законами федеральных органов, субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- указами Президента РФ;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ;
- соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная система РФ состоит
из бюджетов трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Всего в РФ 83 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 6 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты.
Федеральный (государственный)
бюджет есть форма образования и расходования
денежных средств, предназначенная для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения Российской Федерации.
Соответственно бюджет РФ (региональный
бюджет) предназначен для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предмету
ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет,
или бюджет муниципального
образования, представляет собой форму
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. Федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются
и утверждаются в форме законов соответствующего
уровня, местные бюджеты – в форме правовых
актов представительных органов местного
самоуправления.