Бюджетная система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач
: – раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет сист Японии.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Основная цель управления государственным долгом заключается в сохранении его объема на экономически безопасном уровне, в сокращении

стоимости его  обслуживания, а также в обеспечении  удовлетворения потребностей правительства  в финансировании и выполнении обязательств

по платежам при наименьших затратах в среднесрочной и долгосрочной перспективе при разумной степени риска и сохранении стабильности финансового рынка.

Дефолтом по государственному долгу считается  отказ или финансовая неспособность  правительства от своевременного и  полного исполнения обязательств по погашению основной суммы долга и выплате процентных платежей. Правительство должно стремиться к минимизации предполагаемых затрат на обслуживание долга и издержек, связанных с

хранением направляемых в погашение долга ликвидных  активов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, принимая во внимание приемлемый уровень риска. Снижение затрат при игнорировании фактора риска не должно быть самоцелью.

На фоне переживаемой Японией хозяйственной депрессии  все более ощутимей становятся перекосы в системе госфинансов, вызванные, в т.ч. нарастанием внутреннего долга, что по своим

возможным последствиям здесь вызывает у независимых  аналитиков ассоциации с феноменом

экономики «мыльного  пузыря» начала 90гг., приведшей впоследствии к серьезным потерям активов.

В рамках проводившейся  до последнего времени политики бюджетного стимулирования экономики Япония в  предшествующее десятилетие ежегодно наращивала внутренние заимствования, намечая выпустить только в 2002 фин.г. (истекает 31 марта 2003г.) займов на 134 трлн.иен, в т.ч. для рефинансирования накопленной задолженности, из которых 100 трлн.иен долга будет размещено на частных рынках капитала. Поддержание внутреннего долга на такой отметке приведет к тому, что куммулятивные обязательства, включая долги местных органов власти, достигнут в текущем фин.г. 692 трлн.иен, т.е. 139,6% ВВП, что является наиболее высоким уровнем среди стран ОЭСР. Основу ценных бумаг центрального правительства составляют гособлигации со сроком погашения 10 лет. Специфика этого рынка заключается в том, что большинство их держателей (95%) являются японские инвесторы в лице как государственных, так и частных финансовых институтов, страховых компаний, пенсионного и других фондов.

Доходность  по этим бумагам колебалась в 2001 фин.г. на уровне 1,2_1,5%. До недавнего времени наблюдалась тенденция к вытеснению этими бумагами из активов банков обесценивающихся акций компаний, поскольку гособлигации рассматривались на финансовом рынке как наиболее ликвидные сейчас средства с минимальным риском. В пользу госбондов в финансовых кругах приводится тезис о том, что накопления населения составляют 1.400 трлн.иен, а золотовалютные резервы Японии увеличились до 402 млрд.долл. Это способствует поддержанию «здорового» баланса между заимствованиями и сбережениями в рамках государства в целом.

Привлекательность государственных бондов подогревалась минфином и Банком Японии, который с марта 2001г. постоянно понижал до нулевых величин учетные ставки (в наст.вр. 0,1% годовых), и взял линию на увеличение денежного предложения. Такая монетарная политика привела к тому, что в 2001 фин.г. денежная база выросла на 32,6%, однако количество денег в обращении – лишь на 3,8%.

В условиях снижения конъюнктуры и возрастания в  связи с этим рисков по предоставляемым  заемщикам ссудам банки, уже будучи отягощенными бременем безвозвратных долгов, в течение последних лет неуклонно сокращают на 3_4% объемы кредитования реального сектора экономики.

2001 фин.г. не  был исключением, и эта цифра  составила 4,5%. Образовавшиеся свободные  средства в 45 трлн.иен были размещены в гособлигации. Перспектива лавинообразного нарастания государственных финансовых обязательств в условиях затянувшейся стагнации в экономике и старения общества, что усиливает нагрузку на расходные и всего, социальные статьи бюджета, начинает пугать местных инвесторов. По их оценкам, правительство ежегодно будет вынуждено увеличивать издержки по обслуживанию внутреннего долга, которые уже «съедают» треть расходной части бюджета. Финансовые круги заботит т.н. «проблема 2008г.» – пикового периода погашения 10_летних бондов и других аналогичных

обязательств, общая сумма которых составит 130 трлн.иен, превысив в два раза текущие обязательства по погашению внутреннего долга.

С неменьшей  тревогой рассматривается местными аналитиками и сама возможность поглощения японским рынком бондов в будущем такого количества ценных бумаг, которые даже в нынешних «тепличных» условиях нулевых учетных ставок Банка Японии неизбежно повлечет за собой рост доходности по гособлигациям до 2_3% уже в 2005г. Это таит в себе, по признанию минфина, самую большую опасность для финансов страны, поскольку вызовет непомерную дополнительную нагрузку на бюджет и приведет к удорожанию банковских кредитов.

В сфере услуг  снижение доверия к гособлигациям  эхом может отозваться на финансовом состоянии пенсионного фонда и страхового бизнеса, и так переживающих сейчас не лучшие времена. В этих сегментах гособлигации составляют половину активов. Так, обострилась финансовая ситуация у японских компаний, занятых страхованием жизни. Выделенные правительством средства, гарантирующие их от банкротства, в 400 млрд.иен сроком до 2003г. фактически оказались задействованы, поскольку доходы страховых компаний не покрывают их обязательств перед держателями полисов. В такой ситуации госфонд стал единственным гарантом их существования, и правительство поставлено перед необходимостью продления срока кредитования этого сектора услуг.

Здесь с тревогой отмечают тенденцию к сокращению показателя объемов накоплений японцев, наблюдаемую с 2000г., когда впервые образовался

разрыв между  суммой ежегодных госзаимствований и объемами прироста личных сбережений населения.

Первые признаки снижения доверия к гособлигациям  уже наблюдались в начале 2002г., когда центробанки западноевропейских стран начали избавляться от этих ценных бумаг, вызвав замешательство Банка Японии. Тогда минфину стоило немалого труда успокоить японских институционных инвесторов, предотвратив тем самым сброс ими на рынок гособлигаций.

«Масла» в огонь  подливают и ведущие зарубежные кредитные агентства, неуклонно понижающие рейтинги японских гособлигаций, несмотря на беспрецедентные по своему характеру попытки минфина убедить их в необоснованности такого жесткого подхода.

В конце мая 2002г. агентство «Мудиз» опустило сразу на две позиции (с Аа3 до А2) котировки японских госбондов, мотивируя свои действия «нарастанием рисков, связанных с дальнейшим увеличением госдолга страны». Теперь Япония по этому показателю находится на одном уровне с

Польшей, Израилем и Южной Африкой. Не сколько ранее агентство «Стандарт энд Пурз» понизило рейтинг японских долгосрочных кредитов

в инвалюте со «стабильных» до «негативных» (с АА до АА минус), отметив слабые перспективы осуществления реформ в финансовом секторе страны. Японские государственные финансовые обязательства стали пользоваться самым низким уровнем доверия среди стран финансовой «семерки» и перспектив изменения ситуации к лучшему в течение 2_3 лет, по мнению ведущих рейтинговых агентств, пока не просматривается.

«Круги по воде»  уже пошли на рынке долгосрочных облигаций, выпускаемых местными органами власти на уровне префектур. С начала 2002г. упал интерес инвесторов к таким ценным бумагам, несмотря на их более высокую доходность, чем у долгосрочных бондов центрального правительства.

Снижение рейтингов гособлигаций помимо удара по престижу страны имеет не менее болезненные последствия и для давно вынашиваемых минфином планов специального выпуска госбондов малого номинала (по 10.000 иен) для физлиц.

Проведенный в  начале июня 2002г. через парламент  закон предусматривает начало размещения таких бумаг со сроком погашения 10 лет уже с 2003г., когда только за I кв. их будет выпущено на 300 млрд.иен. В условиях отказа японских инвесторов от покупки ценных бумаг с высокими рисками далеко не радужная ситуация складывается с последующим спросом на новый финансовый инструмент.

В правительстве  есть понимание серьезности проблемы погашения внутреннего долга, однако твердого курса на снижение объемов заимствований пока выработать не удается. Предпринятая Дз.Коидзуми первая попытка ограничения до 30 трлн.иен выпуска гособлигаций в текущем фин.г. под различные инвестиционные программы фактически уже ставится под сомнение при рассмотрении параметров нового бюджета из-за вялости конъюнктуры и потребности в дополнительных средствах на осуществление намеченных реформ.

Несколько оторванной от реальности звучит в этом контексте программа правительства по обеспечению первичного баланса на средне и долго срочную перспективу, при которой выпуск новых займов будет соответствовать сумме обслуживания имеющейся задолженности.

Проблема внутреннего  долга имеет все шансы стать долговременным фактором, связывающим свободу действий японского правительства и тормозящим весь ход намеченных премьером преобразований, особенно в финансовом секторе экономики. Развитие таких процессов неизбежно

скажется на авторитете Японии в международных финансовых институтах и в «восьмерке», особенно на престиже Токио как регионального финансового лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Япония –  небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, посути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

В заключение отметим главные особенности финансовой системы Японии:

– Высокая степень концентрации и централизации капитала.

– Жесткая регламентация банковской деятельности.

– Специализация банковских институтов на определенных видах деятельности.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям. Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер. В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы – спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов. Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 

1. Динкевич А.И.  Экономическое развитие современной  Японии// Деньги и кредит.- 2008.- №10.

2. Картавцева  Е.П. Налогообложение в зарубежных  странах. Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2002.

3. Картавцева  Е.П. Социальные расходы капиталистических  государств.Текст лекций.- Новосибирск,  НИНХ, 2001.

4. Леонтьева  Е. Приватизация государственных предприятий в Японии // МЭи МО.- 2005.- №2.

5. Леонтьева  Е. Япония: сложные задачи // МЭ и МО.- 2008.- №8.

6. Маркарьянц  С. Социальное обеспечение населения:  опыт Японии // Проблемы теории  и практики управления.- 2007.- №4.

7. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Черника Д.Г.- М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Сенаторов  А. Япония: курс на структурные  реформы // Проблемы Дальнего Востока.- 2008.- №2.

9.  Снижение налога на прибыль // Деловой экспресс.-2009.- №2.

10. Сумароков  В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М.: Финансы и статистика, 2006.

11. Финансы капиталистических  государств: Учебник /Под ред.  Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 2008.

12. Черник Д.Г.  Налоги Японии // Финансы.- 2002.-№12.

13. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие.- М.: Новое издание,2004

14. Дробозина Л.А. Финансы. М.: ИНФРА-М. 2000.

15. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.

16. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.

17. Самсонов Н.Ф. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ИНФРА-М. 2001.

 

 


Информация о работе Бюджетная система Японии