Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ
1.2. Роль и значение бюджетной системы РФ……………..
1.3. Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………
2.2. Анализ бюджета РФ на 2014 год……………………….
2.3. Перспективы развития бюджета РФ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Егора.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Сущность бюджета РФ  и его роль в организации  бюджетной системы

Бюджет (англ. budget - «денежная сумка») - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами8.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальные науки и др.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей9. Иными словами, государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятии и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др. Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития10.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

- бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

- посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

Понятие «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.11

Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления12.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений13.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

2. Анализ состояния бюджетной системы

2.1. Общая характеристика  бюджетной системы РФ на современном этапе

Согласно  Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"  новый бюджет получится дефицитным. Это значит, что его расходы превысят доходы.

Доходы в 2014 году составят, по прогнозам, 13 570,5 млрд рублей, в 2015-м - 14 564,9 млрд рублей, в 2016 году - 15 905,7 млрд рублей. Расходы планируются в 2014 году в размере 13 960,1 млрд рублей, в 2015 году - 15 361,5 млрд рублей, в 2016 году - 16 392,2 млрд рублей. То есть всю трехлетку бюджет будет с дефицитом. Объем ВВП: в 2014 году - 73 315,0 млрд рублей, в 2015 году - 79 660,0 млрд рублей; в 2016 году - 86 835,0 млрд рублей. Ежегодный рост - от 3% в 2014 году до 3,3% - в 2016-м. Уровень инфляции в 2014 году составит, по прогнозам, 5%, в два следующие года - 4,5%.

Впервые бюджет сформирован на основе госпрограмм. На реализацию 39 программ планируется направить: в 2014 году 11 634,3 млрд рублей, в 2015-м - 12 101,0 млрд рублей, в 2016 году - 12 329,7 млрд рублей. На реализацию 46 ФЦП направляется в 2014 году - 936,6 млрд рублей, в 2015-м - 1018,6 млрд рублей, в 2016 году - 932,0 млрд рублей. На инновационное развитие и модернизацию экономики планируется выделить в 2014 году 2085,7 млрд рублей, в 2015 году - 2071,2 млрд рублей, в 2016 году - 2053,8 млрд рублей. Повод для депутатской гордости - поправка, разрешающая использовать Резервный фонд. Правительство может направлять до 200 млрд рублей на замещение непоступивших доходов в 2013 г. (за исключением нефтегазовых) и поступлений, учтенных в источниках финансирования дефицита. Депутаты хотят запретить минфину перенаправлять госредства без согласования с Думой.

Инфляция для бедных в РФ по итогам года составит 10%. В основу трехлетнего бюджета впервые положен программно- целевой принцип, когда расходы формируются исходя из целей, установленных государственными программами. При этом доля "программных" расходов федерального бюджета превысит 90 процентов от общего объема расходов.

На реализацию 39 госпрограмм планируется направить в 2014 году 11,6 трлн рублей, в 2015 году - 12, трлн рублей, в 2016 году - 12,33 трлн рублей, 46 федеральных целевых программ - 0,94 трлн, 1 трлн и 0,93 трлн рублей соответственно.

В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1 процента ВВП в 2013 году до 18,5 процента в 2014 году и до 18,3 процента к 2016 году в связи с предполагаемым, в первую очередь, снижением нефтегазовых доходов с 9,5 процента ВВП в 2013 году до 7,9 процента в 2016 году.

Доходы в бюджет увеличились на 40 млрд рублей. Трехлетний бюджет сформирован, исходя из рассчитанной по бюджетным правилам среднегодовой цены на нефть: 93 доллара за баррель - в 2014 году, 95 долларов - в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития (101 доллар и 100 долларов, соответственно).

При формировании бюджета учитывался среднегодовой курс доллара в 2014 году - 33,4 рубля за доллар, в 2015 году - 34,3 рубля, в 2016 году - 34,9 рубля. Инфляции в 2014 году ожидается на уровне 5 процентов, в 2015 и 2016 годах - 4,5 процента.

При этом тарифы естественных монополий в 2014 году для промышленных потребителей будут заморожены, а в дальнейшем индексироваться на уровень инфляции по предыдущему году. А тарифы на газ, тепловую и электрическую энергию для населения, начиная с 2014 году, будут увеличиваться на уровень инфляции предыдущего года, умноженной на 0,7.

Бюджет будет дефицитен в течение всех трех лет. В 2014 году доходы бюджета составят 13,57 трлн рублей, а расходы - 13,96 трлн рублей. Дефицит запланирован на уровне 0,5 процента ВВП. В 2015 году ожидается увеличение дефицита до 1 процента ВВП, а в 2016 году, наоборот, снижение до 0,6 процента.

Планируется, что госдолг увеличится с 12 процентов ВВП в 2013 году до 14,3 процента ВВП в 2016 году.

В 2014 году доходы бюджета составят 13,57 триллиона рублей, а расходы - 13,96 триллиона рублей. Дефицит запланирован на уровне 0,5 процента ВВП. При этом бюджет будет дефицитен в течение всей трехлетки.

Российским чиновникам и военным не повысят зарплату в 2014 году. В документе прогнозируется объем ВВП России на 2014 год в 73,315 триллиона рублей, а уровень инфляции - не выше 5 процентов. Впервые за долгие годы предусмотрена заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году для промышленных потребителей. В дальнейшем они будут индексироваться на уровень инфляции по предыдущему году. 

Тарифы для населения с 2014 года будут расти на уровень инфляции предыдущего года, умноженный на коэффициент 0,7.

В основу трехлетнего бюджета впервые положен программно-целевой принцип, когда расходы формируются исходя из целей, установленных государственными программами. При этом доля "программных" расходов федерального бюджета превысит 90 процентов от общего объема расходов.

Что же касается доходов бюджета в этом году, то будет получено дополнительно 40,5 миллиарда рублей. Деньги пойдут на сокращение дефицита.

Увеличение доходной части бюджета в этом году предусмотрено в изменениях к закону о федеральном бюджете на 2013-2015 годы. Они подписаны президентом и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. Правительство получает право зачислять доп.доходы не в Резервный фонд, а на покрытие дефицита бюджета. Будут выделены деньги на помощь пострадавшим от наводнения дальневосточным регионам (13,6 миллиарда рублей), Россельхозбанку для кредитов аграриям (30 миллиардов рублей), а также на проекты по развитию БАМа, Транссиба и других железнодорожных строек.

Но трудные времена для казны, похоже, еще впереди: с 2017 до 2020 года бюджету грозит "дыра" в 10 триллионов рублей, рассчитал минфин в долгосрочной бюджетной стратегии. Расчеты делались по базовому варианту социально-экономического развития страны до 2030 года. По нему экономика будет расти в среднем на 2,5 процента в год, цены на нефть сохраняются практически на прежнем уровне и к 2030 году составят 110 долларов за баррель. Для выхода из ситуации минфин предлагает наращивать госзаймы и рассмотреть "вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики", передает информагентство Рейтер.

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития