Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ
1.2. Роль и значение бюджетной системы РФ……………..
1.3. Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………
2.2. Анализ бюджета РФ на 2014 год……………………….
2.3. Перспективы развития бюджета РФ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Егора.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Нижнетагильский технологический институт (филиал)

 

 

 

Оценка проекта______________________

   Члены комиссии:_____________________

  ____________________________________

«__» __________________________ 2013г.

 

 

 

 

 

Бюджетная система Российской федерации: современное состояние

и перспективы развития

курсовая работа

 

 

 

Руководитель                                                                    Е.В.  Долженкова

к.э.н ,доцент каф. ЭУП

 

Студент   гр. 220901-МЕН                                              Е.А.  Нетунаев     

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы.

Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования определенного государственно-территориального или муниципального образования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом.

С практической стороны одним из основных условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса о бюджетном устройстве Российской Федерации.

Данная курсовая работа посвящена современному состоянию и перспективам развития бюджетной системы РФ.

Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить  теоретический и нормативно- правовой  материал по теме работы;

- рассмотреть  основные принципы и функции  бюджетной системы РФ;

- выявить  роль и значение бюджетной  системы РФ;

- проанализировать  сущность бюджета РФ и его  роль в организации бюджетной  системы;

- провести  анализ современного состояния  бюджетной системы РФ;

- выявить  перспективы развития бюджетной  системы РФ;

- дать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы.

Объектом исследования в курсовой работе выступает бюджетная система РФ.

Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.

При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как изучение теоретической литературы, анализ, сравнение, сопоставление и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается библиографический список.

Материалы курсовой работы могут быть использованы студентами вузов при подготовке к практическим и семинарским занятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы бюджетной системы

1.1. Основные принципы  и функции бюджетной

системы РФ

Бюджетная система Российской Федерации имеет законодательное определение, которое, к сожалению, только затрудняет решение вопроса о критерии отнесения составных частей к этой системе.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает: "бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением1.

На основании статьи 10 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

- единства;

- разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера  бюджетных средств2.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

- правовой базы;

- денежной системы;

- организации бюджетного процесса;

- санкций за нарушение бюджетного  законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета3.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов4.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т. е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ, Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Практически во всех странах мира, в т.ч. и в РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляется финансирование текущих затрат и бюджет развития - финансирование капитальных вложений.

Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших  народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были гос. капиталовложения, возведение за счет госинспекции атомной промышленности; еще пример - индустриализация). Важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов.

С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);

- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета РФ). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения.

- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).

- научно-технический  прогресс (финансирование фундаментальных  наук, государственных научно- технических  проектов);

- финансирование  государственных органов власти5.

 

1.2. Роль и значение  бюджетной системы РФ

Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.6

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами7.

Информация о работе Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития