Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

2) обслуживание и  погашение государственного долга  субъектов РФ; 

3) проведение выборов  и референдумов в субъектах  РФ; 

4) обеспечение реализации  региональных целевых программ; 

5) формирование государственной  собственности субъектов РФ; 

6) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ; 

7) содержание и  развитие предприятий, учреждений  и организаций, находящихся в  ведении органов государственной  власти субъектов РФ; 

8) обеспечение деятельности  средств массовой информации  субъектов РФ; 

9) оказание финансовой  помощи местным бюджетам; 

10) обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень; 

11) компенсация дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти субъектов РФ, приводящих  к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.). 

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %. 

Местные бюджеты –  это третий уровень бюджетной  системы РФ. 

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный  бюджет) является формой образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. 

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. 

Местные бюджеты –  один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги). 

Местные бюджеты выполняют  следующие функции: 

1) формируют денежные  фонды, которые являются финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти; 

2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства; 

3) контролируют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим  органам власти. 

Местные бюджеты в  осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. 

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов. 

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: 

1) местные налоги  и сборы: 

а) земельный налог; 

б) налог на имущество  физических лиц; 

в) налог на рекламу; 

г) налог на наследство или дарение; 

д) местные лицензионные сборы; 

2) доходы от приватизации, в том числе: 

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной  собственности; 

б) доходы от продажи земли; 

в) доходы от продажи  квартир гражданам; 

3) средства обязательного  медицинского страхования, средства  внебюджетных и отраслевых фондов. 

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 

1) от налога на  добавленную стоимость; 

2) от акцизов; 

3) от налога на  прибыль предприятий; 

4) от подоходного  налога с физических лиц. 

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы  на: 

1) содержание органов  местного самоуправления; 

2) формирование муниципальной  собственности и управление ею; 

3) организация, содержание  и развитие учреждений образования,  здравоохранения, культуры; 

4) средств массовой  информации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности; 

5) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 

6) организация, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства; 

7) содержание мест  захоронения, находящихся в ведении  муниципальных органов; 

8) организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 

9) охрана окружающей  природной среды на территориях  муниципальных образований; 

10) обслуживание и  погашение муниципального долга; 

11) целевое дотирование населения; 

12) проведение муниципальных  выборов и местных референдумов. 

Основным направлением использования средств местных  бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением  человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство). 

Структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не одинакова. 

Одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как  основы для получения в будущем собственных доходов. 

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет –  это свод бюджетов всех уровней, который  включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты. 

Термин «консолидированный бюджет» был включен также  в Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в  связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует. 

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных  бюджетов. Объемы консолидированных  бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ. 

Роль консолидированных  показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны. 

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей  консолидированных бюджетов. Из консолидированных  бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства  и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д. 

Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др. 

Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в  перспективном планировании в целом  и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий. 

Показатели консолидированных  бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные  виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

5. Принципы бюджетной  системы РФ 

Бюджетная система  РФ, согласно БК РФ, основана на принципах: 

1) принцип единства  бюджетной системы РФ – это  единство бюджетного законодательства  РФ, форм бюджетной документации  и отчетности, принципов организации  и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; 

2) принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств; 

3) принцип самостоятельности  бюджетов означает: 

а) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования  бюджетных средств; 

б) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс; 

в) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления устанавливать  налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ; 

г) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления  расходования средств бюджетов; 

д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; 

е) недопустимость непосредственного  исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетовдругих уровней; 

ж) недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, которые приведут к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; 

з) недопустимость изъятия  дополнительных доходов в течение  года, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов; 

3) принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований –  это определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления, установление и  исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ; 

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ; 

Информация о работе Бюджетная система РФ