Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
- ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 12
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 18
2 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 22
2.1 СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 22
2.2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 25
2.3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 29
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.защита с доработкой.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

- поступлений от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

- доходов от капитализации средств Фонда;

- добровольных перечислений (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд;

- других поступлений (процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными средствами Фонда, экономических санкций и административных штрафов, налагаемых органами Фонда, и иных предусмотренных законодательством поступлений).

Плательщиками обязательных страховых взносов являются юридические  и физические лица, предоставляющие  работу гражданам.

Сбор обязательных страховых взносов осуществляется по утверждаемым Высшим законодательным органом республики тарифам, уплачиваемым нанимателем и наемным работником.

Наниматель вносит за каждого наемного работника 35% от сумм, выплачиваемых  в его пользу, с заработка наемного работника взимается страховой  взнос в размере 1% его заработка. [1]

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» Совет Министров  Республики Беларусь установить в 2007 году объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования согласно табл. 2.1. [6]

 

Таблица 2.1 Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2007 году

Источники формирования средств

Сумма, тыс. рублей

1

2

Всего

9 973 297 630

в том числе:

 

- обязательные страховые  взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно

9 816 584 970

Окончание табл. 2.2

1

2

- обязательные страховые  взносы, уплачиваемые гражданами  Республики Беларусь, иностранными  гражданами и лицами без гражданства,  осуществляющими предпринимательскую деятельность

46 000 000

- поступления от работодателей  сумм возмещения расходов на  выплату пенсий работникам, занятым  на работах с вредными и  тяжелыми условиями труда

53 183 460

- доходы от капитализации  средств государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

50 000 000

- добровольные перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь  и пожертвования) в Фонд

при наличии поступлений

- другие поступления

7 529 200


 

За первое полугодие 2007 г. доходы ФСЗН составили 6 936 628 799 рублей, что всего лишь на 3 036 668 831 тыс. рублей меньше чем запланировано в 2007 году.

Формирование бюджета  за первое полугодие 2007 г. представлено в табл. 2.2. и на рис. 2.1

Таблица 2.2 Формирование бюджета 2007г. (1 полугодие)

Доходы 

Сумма, тыс. руб.

1

2

Переходящие остатки средств

1 519 540 219

Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно

 

 

5 259 033 102

Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность

 

 

32 771 741

Поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда

 

 

31 346 126

Доходы от капитализации средств  государственного внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

 

 

74 282 361

Поступления от республиканского бюджета сумм возмещения расходов по выплате пенсий и пособий - всего

 

12225500

в том числе:

 

- пенсий военнослужащим срочной  службы и их семьям, социальных  пенсий, доплат за особые заслуги  и доплат  за выслугу лет государственным служащим

 

 

12 225 500

- пособий гражданам и семьям, воспитывающим детей

 

Другие поступления

7 429 750

ИТОГО ДОХОДОВ

6 936 628 799



 

Формирование бюджета  за 2006 г. представлено в табл. 2.3. и  на рис. 2.2

Таблица 2.3 Бюджет Фонда социальной защиты населения в 2006 г.

Доходы

Сумма, тыс.руб.

Переходящие остатки средств

757 974 625

Поступление средств на государственное социальное страхование от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, включая обязательные страховые взносы граждан

9 193 142 841

Страховые взносы предпринимателей ( без образования юридического лица)

44 099 913

Возмещение предприятиями, организациями и учреждениями расходов на выплату пенсий лицам, названным в подпункте «б» статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»

52 630 852

Доходы, получаемые от капитализации средств Фонда

87 071 055

Средства, перечисляемые из республиканского бюджета - всего

115 429 100

в том числе на выплату :

 

- пенсий военнослужащим срочной службы и их семьям, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет государственным служащим, пособий на погребение

59 958 100

- пособий гражданам и семьям, воспитывающим детей

55 471 000

Прочие доходы

7 603 572

ИТОГО ДОХОДОВ

10 257 951 958


 
2.3. Порядок использования  средств                                                           Фонда социальной защиты населения

Средства Фонда направляются на:

- выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;

- выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение);

- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;

- выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

- страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;

- оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;

- выплату взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем;

- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- формирование резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

- финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;

- финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. [1]

Средства Фонда используются только на целевое финансирование выплат, установленных законодательством  о государственном социальном страховании.

Пять процентов средств, полученных от капитализации средств  Фонда, направляются на дополнительные мероприятия по социальной защите населения, научно-техническое развитие Фонда, материальное поощрение работников Фонда в порядке, определяемом правлением Фонда. (часть 3 пункта 9 в ред. постановления Совмина от 05.12.2001 N 1751) [2]

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» Совет Министров Республики Беларусь установить в 2007 году объем использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по направлениям согласно табл. 2.4. [14]

Таблица 2.4 Объемы использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по направлениям в 2007 году

Направления использования  средств

Сумма, тыс. рублей

1

2

Всего

9 973 297 630

в том числе на:

 

- выплату пенсий по  возрасту, по инвалидности, по случаю  потери кормильца, за выслугу  лет, оказание услуг по выплате  пенсий и пособий

8 333 003 634

- из них назначенных  досрочно пенсий по возрасту  в соответствии с Законом Республики  Беларусь «О занятости населения  Республики Беларусь»

29 050 700

- выплату пособий по  государственному социальному страхованию  (по болезни и временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение)

1 319 649 006

Окончание табл. 2.4

1

2

- оплату ежемесячного предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида до 18 лет, свободного от работы дня

при необходимости

- выплату пенсий гражданам,  выехавшим на постоянное место  жительства за границу, в соответствии  с законодательством и международными договорами Республики Беларусь

6 916 893

- оказание материальной  помощи нуждающимся пожилым и  нетрудоспособным гражданам

3 000 000

- страхование от безработицы  и финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения

115 207 337

- выплату взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты выплаченных сумм нанимателем

при необходимости

- финансирование выплат  на санаторно-курортное лечение  и оздоровление

127 200 900

- финансирование и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности Фонда социальной  защиты населения Министерства труда и социальной защиты и его территориальных органов

68 071 865

- из них на финансирование  мероприятий по обеспечению занятости  населения

7 500 000

- финансирование иных  выплат в соответствии с законодательством  о государственном социальном страховании

247 995


 

Хранящиеся на счетах Фонда денежные средства в соответствии с Законодательством изъятию  не подлежат, не облагаются налогами и  не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному  страхованию.

В значительной степени  благодаря этому даже в условиях нынешней экономической нестабильности удается сохранить достаточно устойчивое финансирование выплат пенсий и пособий.

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий  уровень собираемости страховых  взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.

Действующим законодательством  в республике установлена жесткая  система санкций в виде пени и  финансовых штрафов к страхователям  и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и  перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.

Все это позволяет  обеспечивать собираемость страховых  взносов на уровне 97-99 процентов  и поддерживать тем самым систему  финансирования выплаты пенсий и  пособий в сравнительно устойчивом состоянии.

Расходы ФСЗН в первом полугодии 2007 г. составили: (табл. 2.5) [14]

Таблица 2.5 Исполнение бюджета 2007г. (1 полугодие)

Расходы

Сумма, тыс.рублей

1

2

Текущие расходы на выплату:

 

- пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, оказание услуг по выплате пенсий и пособий

3 888 223 683

из них назначенных досрочно пенсий по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь "О  занятости населения РБ"

3 440 077,6

- пенсий военнослужащим срочной  службы рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим (включая почтовые расходы)

62 674 325

- пенсий гражданам, выехавшим  на постоянное место жительства  за границу, в соответствии  с законодательством и международными договорами

1 442 837

- пособий на погребение

39 443 684

- пособий на детей в возрасте  до 3 лет

173 314 037

- пособий на детей в возрасте  от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих  стипендий, детей-инвалидов до 18 лет)

74 415 192

- пособий по временной нетрудоспособности

340 582 186

- пособий по беременности и  родам

74 664 096

- пособий в связи с рождением  ребенка

25 816 542

На оказание услуг за выплату  пенсий и пособий

53 807 815

На оказание материальной помощи остронуждающимся пенсионерам

1 483 042

Ассигнования из бюджета Фонда  на оздоровление населения

52 627 220

Финансирование специализированных учебно-спортивных заведений

14 665 231

На содержание органов Фонда

27918018

Финансирование мероприятий от безработице и мероприятий по обеспечению занятости

36751120

Окончание табл. 2.5

1

2

Международная деятельность

194775

Прочие расходы

1614

ИТОГО РАСХОДОВ

4 805 351 092

Превышение доходов над расходами

2 131 277 707

Информация о работе Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь