Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
- ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 12
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 18
2 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 22
2.1 СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 22
2.2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 25
2.3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 29
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.защита с доработкой.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

на тему: «Финансовый механизм социальной защиты населения                                          в Республике Беларусь»

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы ______________________________

«Финансовый механизм социальной защиты населения                                           в Республике Беларусь»

Объем работы 53 с, в том числе 3 рис., 5 табл., 21 наим. лит.

Ключевые  слова: социальная политика, государство, социальная защита населения, социальное обеспечение, социальное страхование.

В курсовой работе исследуется проблема финансового механизма социальной защиты населения в Республике Беларусь, которая включает в себя следующие этапы:

а) рассмотрение сущности социальной защиты населения;

б) рассмотрение функций и задач Фонда социальной защиты населения;

в) анализ проблем  и совершенствования системы  социальной защиты населения в Республике Беларусь.

В результате проведенного анализа сделаны следующие  выводы:

а) социальная защита населения  – масштабная задача социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Республике Беларусь;

б) государственная  система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование;

в) социальное страхование должно иметь форму  взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства.

г) социальное страхование – это система  полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

д) практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве Республики Беларусь является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

Тема курсовой работы «Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:

- ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;

- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- ознакомление с международным опытом социального страхования;

- изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Объектом исследования – является система социальной защиты населения Беларуси.

Предметом исследования – является исследование проблем  развития и функционирования системы  социальной защиты населения в условиях формирования рынка.

 

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие социальной защиты населения

Социальная политика государства – политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы. [19]

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в  лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). [18]

Социальная защита –  поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий. [3]

Принципы социальной защиты – социальная ответственность общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация этих рисков; государственные гарантии социальной защиты; экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; разнонаправленность мер социальной защиты. [18]

Действующая система  социальной защиты в Беларуси базируется на принципах:

- поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

- заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

- патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. [5]

Основные формы социальной защиты:

а) законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

б) регулирование доходов и расходов населения;

в) социальное страхование;

г) социальное вспомоществование;

д) социальные услуги;

е) целевые социальные программы.

В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации  с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы. [7]

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

- государственную, опирающуюся  на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

- частную, базирующуюся  на принципе ответственности  каждого члена общества за  свою судьбу и судьбу своей  семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг. [11]

Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения  и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

Социальное страхование  широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. [3]

Программы государственной  помощи, или общественного вспомоществования, – это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.

Непосредственное государственное  обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения. [9]

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма  социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провиденные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Информация о работе Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь