Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….41 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования …….………
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………………….……
2.1 Основные статьи доходной и расходной частей бюджета и их реализация………………………………………………………………
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг……….…
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет……………………………………………….……
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета….……
2.3 Проблемы государственного долга………………………………….……
2.4 Особенности современного бюджетного устройства Беларуси…….……
Заключение…………………………………………………………………….……
Список источников литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Cледует констатировать, что уточненный план консолидированного и республиканского бюджетов выполнен По предварительным итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%.

По состоянию на 1 января 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 32,6 млрд. рублей и уменьшилась за декабрь 2012 года на 56,2 млрд. рублей.

В качестве целевого прогноза на следующий год принят рост ВВП на уровне 108,5%. Такой рост будет достигаться как за счет увеличения объемов производства традиционных отраслей, так и в результате формирования новых высокопроизводительных секторов экономики с высокой добавленной стоимостью. При этом поскольку новая экономика практически полностью освобождается от платежей в бюджет, в качестве базы для расчета доходов использован рост ВВП на уровне 106% (номинальный объем ВВП – 616,6 трлн. Br).

Базой для формирования бюджета на 2013 год выступают реальные параметры исполнения бюджета в 2012 году, позволяющие обеспечить выполнение главных социально-экономических приоритетов – выплату заработной платы, пенсий, стипендий, а также своевременное и полное погашение долговых обязательств в рамках бездефицитного бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности расходов бюджетов всех уровней уже в текущем году потребуется приложить значительные усилия по ограничению и экономии государственных расходов.

Подходы в области налогообложения традиционно выступают важным фактором, обеспечивающим как стабильность во всех секторах экономики, так и сбалансированность, и устойчивость бюджета.

Сегодня показатель налоговой нагрузки на экономику в результате реализации в последние годы мероприятий по ее снижению не является критическим фактором для экономического роста. При этом показатели налоговой нагрузки (уровень налоговых доходов к ВВП, уровень централизации финансовых ресурсов) в Беларуси и у наших торговых партнеров по Таможенному союзу сопоставимы. Это подтверждает анализ данных об исполнении бюджетов Беларуси, России и Казахстана за апрель – июнь 2012 года. Так, уровень централизации всех государственных ресурсов в Беларуси составил 42,8% к ВВП, России – 39,6%, Казахстане – 38,9%. При этом с учетом более высоких социальных обязательств уровень всех государственных расходов в Беларуси сложился в размере 40,8% к ВВП, России – 36%, Казахстане – 24,4%.

Для обеспечения сбалансированности бюджета планируется сохранить ставки основных налогов на 2013 год на действующем уровне. В связи с этим кардинальных изменений налоговой системы не произойдет. Основные мероприятия в этой сфере предусмотрены по следующим направлениям:

 – продолжение гармонизации налогового законодательства с партнерами по Таможенному союзу и придание ему дополнительных конкурентных преимуществ;

 – отмена неэффективных и утративших экономическую актуальность налоговых льгот; включение непосредственно в Налоговый кодекс принятых в течение года изменений в области налогообложения на уровне решений Главы государства и других законодательных актов;

 – создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества;

 – комплекс мер по инвестиционному стимулированию за счет совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость, формирования инновационных фондов и упрощения процедур налогового администрирования.

Одновременно для безусловного выполнения первоочередных расходных обязательств в 2013 году потребуется мобилизация внутренних резервов налоговой системы. Но это не приведет к существенному усилению налогового давления на большинство предприятий реального сектора.

Критерии расходов. В соответствии с основными макроэкономическими параметрами и подходами в области налоговой политики объем консолидированного бюджета на 2013 год оценивается в 186,5 трлн. Br, что на 18,9% выше запланированного уровня 2012 года.

Основная цель в области расходов бюджета на 2013 год – достижение бюджетной сбалансированности и обеспечение достаточными ресурсами принятых государством обязательств. Сформированный с учетом данных подходов проект бюджета на 2013 год позволяет сохранить и увеличить долю бюджетной поддержки по ряду основных направлений деятельности страны, а также отвечает всем параметрам экономической безопасности. Вместе с тем в будущем году будут сохранены жесткие бюджетные ограничения и формирование бездефицитного бюджета.

Планируется, что темп роста приоритетных расходов бюджета (заработная плата, начисления, трансферты) будет опережать темп поступления доходов, доля которых в бюджете весьма значительна. Это означает, что рост других расходов будет ниже роста доходов. Тем не менее, данные расходы сохранятся в реальном выражении на уровне текущего года.

В рамках проекта бюджета предусмотрено провести ревизию всех решений и пересмотреть действующие в настоящее время размеры субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. Планируется повысить адресность государственной поддержки, которую необходимо оказывать лишь тем предприятиям, кто объективно не располагает финансовыми ресурсами для обслуживания инвестиционных проектов.

Важнейшими направлениями финансирования бюджетных расходов в 2013 году останутся:

– дальнейший рост реальной заработной платы работников бюджетного сектора;

– здравоохранение и образование (доля этих расходов в бюджете 2013 года увеличится)

– субсидирование жилищно-коммунального хозяйства;

– социальная поддержка населения;

– государственная поддержка жилищного строительства;

– своевременное и полное погашение долговых обязательств.

Также в следующем году будет существенно повышена доля расходов на финансирование науки – с 0,28% до 0,41% ВВП.

Таким образом, сформированный проект бюджета на 2013 год позволяет в полной мере обеспечить исполнение приоритетных бюджетных обязательств, не нарушая при этом сбалансированность бюджетов всех уровней.

В системе мер, позволяющих обеспечить исполнение бюджета в 2013 году, большое значение придается активной работе всех органов государственного управления и бюджетных организаций по привлечению дополнительных неналоговых доходов и внебюджетных источников финансирования, а также по сокращению государственных расходов, жесткой экономии бюджетных средств и укреплению финансовой дисциплины.

Следует отметить, что проект бюджета 2013 года, очень напряженный.  Для его выполнения придется включать новые элементы бюджетно-налоговой политики, а также искать нетрадиционные источники пополнения бюджета. [17 C 7-8].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2013 г., как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными являются задачи по «лечению» самой экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения в республику иностранного капитала.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дробозина, Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина. - Москва: Финансы, Юнити, 1997. - 253 с.

2. Заяц, Н. Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с.

3. Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В. Д. Камаев. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. - 384 с.

4. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Н. Мысляева. - Москва: Инфра-М, 2003. - 360 с.

.5. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.

6. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2002. - 752 с.

7. Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2008 г. № 2/1546.

8. Корнеев, В. Е. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / В. Е. Корнеев // Веснiк БДЭУ. - 2004. - №2 (43). - С. 61-66.

9. Матяс, А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003. - № 39 (242). - C. 44-46.

10. Раков, А. С. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - № 44. - С. 35.

11. Раков, А. С. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - №23 (82). - С. 38-46.

12. Рыбалко, Г. П. Зарубежный опыт управления государственным долгом / Г. П. Рыбалко // Финансы. - 2000. - № 6. - С. 55-57.

13. Швайко, П. А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П. А. Швайко // Банкаускi веснiк. - 2003. - № 40. - С. 34-39.

14. Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 11.08.2013.

15. Закон Республики Беларусь от 06.01.09 №9-3.

16. О республиканском бюджете на 2013 год Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З.

17. Финансы. Учет. Аудит \ № 8 \ 2012 С 7-8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ A

Таблица А.1-Доходы республиканского бюджета на 2013 года 

Налоговые доходы

102 666 653 981,0

Налоги на доходы и прибыль

10 460 655 131,0

налог на прибыль

10 451 200 000,0

налог на доходы

9 455 131,0

Налоги на товары (работы, услуги)

61 024 495 934,0

налог на добавленную стоимость

41 327 516 371,0

акцизы

16 434 033 500,0

налоги и сборы на отдельные виды деятельности

188 981 500,0

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

117 000 000,0

специальные сборы, пошлины

59 552 800,0

экологический налог

262 031 800,0

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

2 635 379 963,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

29 809 230 754,0

таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за исключением ввозных таможенных пошлин, уплаченных и зачисленных в рамках Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие))

2 638 855 749,0

вывозные таможенные пошлины

13 009 486 072,0

прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности

17 634 684,0

ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств – членов Таможенного союза в соответствии с международными соглашениями

13 593 664 219,0

ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)

546 509 200,0

специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза

3 080 830,0

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

1 372 272 162,0

отчисления в инновационные фонды

243 747 873,0

отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий

138 704 801,0

государственная пошлина

424 495 000,0

иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

565 324 488,0

Неналоговые доходы

19 049 207 383,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

10 688 078 216,0

проценты за пользование денежными средствами бюджетов

1 797 013 216,0

дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

8 891 065 000,0

из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений

1 900 000 000,0

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

2 632 619 934,0

доходы от сдачи в аренду иного имущества

1 443 972 000,0

административные платежи

4 965 300,0

доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

654 600,0

компенсации расходов государства

560 532 356,0

доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

411 114 115,0

доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства

210 331 163,0

доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям

1 050 400,0

Штрафы, удержания

414 681 859,0

удержания из заработной платы осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности

20 980 700,0

штрафы

393 701 159,0

Прочие неналоговые доходы

5 313 827 374,0

возмещение потерь, вреда

70 428 900,0

прочие неналоговые доходы

5 243 398 474,0

Безвозмездные поступления

4 451 244,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь

4 451 244,0

иные межбюджетные трансферты

4 451 244,0

ВСЕГО

121 720 312 608,0

в том числе:

 

доходы государственных целевых бюджетных фондов

3 998 947 873,0

инновационные фонды

1 738 047 873,0

фонд национального развития

2 260 900 000,0

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг