Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….41 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования …….………
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………………….……
2.1 Основные статьи доходной и расходной частей бюджета и их реализация………………………………………………………………
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг……….…
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет……………………………………………….……
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета….……
2.3 Проблемы государственного долга………………………………….……
2.4 Особенности современного бюджетного устройства Беларуси…….……
Заключение…………………………………………………………………….……
Список источников литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

I. Текущие доходы. Они включают все поступления в бюджет, представляющие собой обязательные платежи, поступающие в сектор государственного управления, а также штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.

Текущие доходы состоят из 3 групп, это налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы.

1.Налоговые доходы

- это обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет.

- прямые налоги на доходы и прибыль(подоходный налог с граждан, налог на доходы предприятий, налог на прибыль),

- налоги, взимаемые с фонда заработной платы, внутренние налоги на товары и услуги(НДС, акцизы и др.),

- налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог, налог на незавершенное строительство),

- Доходы от внешней торговли и внешнеторговых операций (различные пошлины на экспорт и импорт, налоги на операции с иностранной валютой)

2.Социальные отчисления включают как обязательные, так и добровольные взносы и отчисления в фонд социальной защиты населения и государственный бюджетный фонд содействия занятости.

3. Неналоговые доходы включают:

- возмездные операции от прямого представления государством услуг. К этому виду относят арендную плату, проценты за кредит, дивиденды по ценным бумагам и безвозмездные поступления: штрафы, санкции и не добровольные поступления в бюджет из негосударственных источников.

II. Капитальные доходы состоят из налоговых доходов, к которым относят поступления налогов на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и неналоговых доходов, к которым относят капитальные трансферты (добровольные перечисления, пожертвования и подарки государству из негосударственных источников в виде зданий, сооружений и иной недвижимости) и реализацию нефинансовых активов (доходы от реализации основных фондов, запасы в материальных ресурсах и нематериальных активов). Процент исполнения годового плана по доходам в среднем за четыре года выполнен на 101,98 % [14] (Приложение Г )

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения   образует налоговую систему. Эта система периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования и разрабатывают целостный механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования налогов, организацию регулирования экономическими процессами на микро- и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.

Налоговая система Беларусь, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в определении функциональной направленности налогообложения. Апробации различных форм и методов налогового регулирования, подборе ведущих форм и видов налогов, постоянной отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении ставок и др.

В соответствии с действующим Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», к общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами(экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы, чрезвычайный налог.

Налогообложение в нашей стране выполняет в основном фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговая системы строится на основе высоких  налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.

Фискальную функцию в основном выполняют косвенные налоги, такие как НДС и акцизы, согласно статистическим данным 2012г они составляли в бюджете 35% [14].

Однако в условиях высокой инфляции эффективность косвенной формы обложения резко снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги стимулируют процесс переложения налогов с производителей товаров на конечных потребителей, способствуют повышению цен, усугубляют инфляционные процессы. Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, снижение ставок налогов по ведущим видам налогов и прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов деятельности продукции и др.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы правительства  представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей.

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); по целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату, пенсии и пособия и др). Приложение (   )С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально–культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются  приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально–экономических проблем, на совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно–исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно–организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются: защита доходов – программы по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т.д.; национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу.

В расходной части государственного бюджета Республики Беларусь преобладают затраты на поддержку отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. В 2008 году удельный вес расходов консолидированного бюджета на содержание и развитие учреждений социально-культурной сферы, осуществление мероприятий по социальной политике и поддержке составил 24% [14], а в 2012году составил 57 %. [14].Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны. Приоритетным направлением бюджетно-финансовой политики являются финансирование мероприятий по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.[15,статьи 2, 3]. По данным Министерства финансов за январь-июнь 2013 доходы бюджета сектора государственного управления за январь-июнь 2013 года сложились в сумме 128,6 трлн. рублей, или 47,2 процента уточненного годового плана, расходы бюджета сектора государственного управления составили 123,2 трлн. рублей, или 45,3 процента уточненного годового плана[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ  ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

2.1 Понятие и виды бюджетных  дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг [10, с. 35].

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Различают следующие виды бюджетных дефицитов [8, с. 61]:

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. 
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2. накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) [9, с. 44].

2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. Монетизация бюджетного  дефицита.

2. Внешнее долговое  финансирование.

3. Внутреннее долговое  финансирование [11, с. 55].

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции достигается так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг