Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….41 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования …….………
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………………….……
2.1 Основные статьи доходной и расходной частей бюджета и их реализация………………………………………………………………
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг……….…
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет……………………………………………….……
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета….……
2.3 Проблемы государственного долга………………………………….……
2.4 Особенности современного бюджетного устройства Беларуси…….……
Заключение…………………………………………………………………….……
Список источников литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: __ страниц, 1, __ источников, ___ приложения.

 

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА, СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ                                                                          

 

Объектом исследования является: Бюджет Республики Беларусь

Целью: анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа

Исследования и разработки: проведен анализ государственного бюджета в Беларуси, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

________________

(подпись студента)

 

 

ABSTRACT

Coursework: __ pages, 1, __ sources, 4 apps .

 

STATE BUDGET, BUDGET DEFICIT, BUDGETARY SURPLUS, PUBLIC DEBT, DEFICIENCY FINANCING, BALANCED BUDGET

 

The object of study Budget of Republic of Belarus

The subject of study the analysis and consideration of a role of the budget in a financial system of Republic of Belarus, studying of the budgetary policy of our country, and also search of ways of improvement of the budgetary policy, allowing effectively to influence economic activity, improvement of structure of economy, development of priority branches and the social sphere.

Methods: descriptions, systematization, classification, analytical method, method of the comparative analysis

Research and development the analysis of the state budget in Belarus as a result of which the main problems are allocated is carried out, the main ways their solutions are proposed.

The area of possible practical applications: lectures, seminars

The author of work confirms that the material given in it correctly and objectively reflects a condition of studied process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological provisions and concepts are accompanied by links to their authors.

 

 

 

 

____________

(signatureof student)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….41 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования …….………

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике  Беларусь…………………………………………………………………….……

2.1 Основные статьи доходной  и расходной частей бюджета  и их реализация………………………………………………………………

2 Дефицит бюджета и бюджетный  излишек. Государственный долг……….…

2.1 Понятие и виды бюджетных  дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет……………………………………………….……

2.2 Способы финансирования дефицита  государственного бюджета….……

2.3 Проблемы государственного долга………………………………….……

2.4 Особенности современного бюджетного устройства Беларуси…….……

Заключение…………………………………………………………………….……

Список источников литературы…………………………………………….……

Приложения…………………………………………………………….…………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Содержание бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1) раскрыть понятие  государственного бюджета, бюджетное  устройство в Республике Беларусь;

2) проанализировать формирование  доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;

3) проанализировать формирование  расходной части государственного  бюджета;

4) раскрыть понятие  и виды бюджетных дефицитов, бюджетного  излишка, сбалансированности бюджета;

5) рассмотреть способы  финансирования дефицита государственного бюджета;

6) раскрыть проблемы  государственного долга.

Объектом исследования в курсовой работе является бюджетная политика Республики Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, анализируется бюджетное устройство Республики Беларусь, структура государственного бюджета нашей страны, проводится анализ доходной и расходной частей бюджета, бюджетной и налоговой политики. Во второй главе рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности Республики Беларусь.

При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь на 2008-2013 гг., различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике  Беларусь

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [2, с. 15].

Будучи экономической формой существования бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет  является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного  перераспределения стоимости определяются  потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета по сравнению с другими звеньями [3, с. 243].

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

Сущность бюджета как экономической категории, на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.

В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно- территориальных единиц.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения [5, с. 22].

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику валового внутреннего продукта; уровень безработицы; и степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете [2, с. 21].

Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

1.2 Основные статьи доходной и расходной части бюджета

Доходы государственного бюджета – это те денежные отношения, которые направлены на формирование централизованного фонда денежных средств и возникают между государством и юридическими и физическими лицами.

Доходы государственного бюджета делятся на 2 категории: текущие и капитальные.

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг