Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….41 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования …….………
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………………….……
2.1 Основные статьи доходной и расходной частей бюджета и их реализация………………………………………………………………
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг……….…
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет……………………………………………….……
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета….……
2.3 Проблемы государственного долга………………………………….……
2.4 Особенности современного бюджетного устройства Беларуси…….……
Заключение…………………………………………………………………….……
Список источников литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда удается организовать концессионное финансирование. На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли; торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка; первоначальные размеры внешнего долга незначительны; первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции [9, с. 46].

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в Центробанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору; внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна; сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной [13, с. 37].

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Согласно Закону Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год» утверждено финансирование дефицита республиканского бюджета на 2013 год по расходам в сумме 121 720 312 608,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720 312 608,0 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год в сумме 0,00 тыс. рублей.[16 Статья 1] Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2013 году осуществляется согласно приложению В [16].

Таким образом, можно проанализировать доходы и расходы государственного бюджета с 2008 по 2013 год. Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений. [14]. В 2011 году составил 8,3 трлн. рублей, или 3,0 процента к ВВП, а в 2012 года составил 3,6 трлн. рублей, или 0,7 процента к ВВП, профицит бюджета сектора государственного управления за январь-июнь 2013 года составил 5,4 трлн. рублей, или 1,9 процента к ВВП. [14]. Что касается январь-декабрь 2010, то там дефицит республиканского бюджета составил – 4,0 трлн. рублей. Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта [14].

2.3 Проблемы государственного долга

Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов [11, с. 55].

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих).

Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном временном интервале, несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет, однако в долговременном приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг является наименее болезненным путем изыскания денежных средств: он позволяет привлечь сбережения населения, но образует и увеличивает государственный долг [13, с. 39].

Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности.

Финансисты различают долго- и краткосрочную, полностью и частично гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность - это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т.д. Краткосрочная внешняя задолженность - задолженность со сроком долгового обязательства менее года. При полной гарантии государство несет ответственность за долг в полном объеме, при частичной, ответственность разделяется между государством и должником [10, с. 35].

Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой "вовлеченности во внешний долг", которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту.

 Государственный долг - это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во-первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев [9, с. 46].

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

 

2.4. Особенности современного бюджетного устройства Беларуси.

Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В Беларуси бюджетом управляют Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов и т.д. Кассовое исполнение Госбюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов.

Основы функционирования бюджетной системы в республике, отношения между бюджетами различных уровней, а также между бюджетами и юридическими, физическими лицами, касающиеся налогов и других обязательных платежей, использования государственных ассигнований, регламентируются в Республике Беларусь следующими актами: «законами «О Бюджетной системе Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь» и ежегодным Законом о бюджете Республики Беларусь.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основано на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех входящих в нее бюджетов и определяется административно-территориальным делением страны. Единство бюджетной системы обеспечивается общей для всех законодательной базой, тождественностью документации, информации о республиканском и местном бюджетах для их консолидации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Хотя каждый из бюджетов любого уровня самостоятелен и вышестоящий не может вмешиваться в исполнение нижестоящего, благодаря единой системе и единой классификации консолидированный бюджет позволяет как бы свести воедино все государственные ресурсы и получить общую исчерпывающую картину о возможностях республики, как по части доходов, так и в плане расходов. Исходя из этого и разрабатывается бюджетная политика державы в целом.

 Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики  Беларусь» в общем плане устанавливает  круг налогоплательщиков, их права и обязанности, меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и отчисления в бюджет, регламентирует работу и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий их должностных лиц.

По предварительным данным за 2012 год в республиканский бюджет поступило 95,2 трлн. руб.доходов, что на 10,3% (в реальном выражении) больше, чем в 2011 Доходы местных бюджетов, по предварительным данным, в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году

В 2012 году финансовыми органами страны проделана значительная работа по формированию доходной части бюджетов, финансированию мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития и бюджетом 2012 года. Выполнена и перевыполнена социальная задача бюджета 2012 года – повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Обеспечено своевременное и полное финансирование из бюджета заработной платы, пенсий стипендий и других трансфертов населению. Улучшено состояние расчетов бюджетов за энергоресурсы, продукты питания, услуги.

Получила дальнейшее развитие деятельность на рынке государственных ценных бумаг. Привлечение средств через размещение государственных ценных бумаг стало одним из приоритетных направлений в работе министерства по обеспечению полного финансирования плановых расходов.

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг