Денежно кредитная политика Национального банка РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики..
Согласно цели ставятся задачи данной работы:
1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………….
1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...
1.2 Национальный банк – центр кредитной системы……………………….
1.3 Зарубежный опыт в развитии денежно-кредитной политики………….
2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….
2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………
2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...
2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...
3 Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………
3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...
3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Национального банка РК КАЗФЭА заочник Готовое 2010.docx

— 241.90 Кб (Скачать файл)

1. В настоящее  время РК как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса тенге. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

2. В настоящее  время экономика РК в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк РК вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком РК иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда РК, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк РК будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.

3. В последние  годы наблюдается ослабление  краткосрочной взаимосвязи между  денежными агрегатами и индексом  потребительских цен. Поэтому  границы прироста денежной массы  не являются жестко заданными  и отклонения динамики денежной  массы от расчетной траектории  не предполагают немедленной  корректировки политики Банка  РК. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка РК и последующий мониторинг ее показателей.

4. Зависимость  экономики РК от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка РК действиями Правительства РК в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда РК, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством РК, являются важной частью антиинфляционной политики в РК.

 

 

3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной  политики 

 

 

Проводимая  в РК денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

В 2010 г., как и в 2009 г., денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством РК мер по ограничению инфляции.

На данном этапе решение этих задач требует  применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет  при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики.

Опыт последних  лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных  мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной  политики Правительства РК.

Важнейшей задачей  является развитие внутреннего финансового  рынка. Без полноценного финансового  рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается  эффективность реализации денежно-кредитной  политики и уменьшается действенность  процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики НБ РК ограничены.

Перед НБ РК стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

Из оценки складывающейся к настоящему времени  ситуации следует, что итоги 2009 г. могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2010 году. Рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В связи с этим расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В рамках этой стратегии НБ РК совместно с Правительством РК ставит своей целью снизить инфляцию к 2012 г. до 4 – 5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством РК сценарных условий социально-экономического развития на 2010 г. и на период до 2012 г. При этом на 2009 г. ставится цель снизить инфляцию до 7 – 8,5%.

Отечественные банки пошли за западными коллегами, то есть ввели новые правила игры, согласно которым кредиты выдаются с большой осмотрительностью  по более высоким ставкам и  на более жестких условиях. На самом  деле рост ставок является рыночной реакцией банков в условиях дефицита ликвидности. Особое внимание можно уделить ипотечным  кредитам, так как доля ипотечных  кредитов в ссудном портфеле крупных  банков преобладает. К примеру, средние  ставки по кредитам сразу же выросли  до 18-29%. Стартовая ставка казахстанских  банков по ипотеке на сегодня составляет 16%. В связи с дефицитом ликвидности  ипотечные займы подорожали как  минимум на 2%. С включением всех платежей по обслуживанию кредита и комиссионных сборов заемные средства существенно  подорожали, что привело к падению  спроса на кредиты банков, особенно на ипотеку. Хотя, по данным Агентства  финансового надзора (АФН), в целом  за 10 месяцев 2007 года по отношению к  тому же периоду прошлого года объем  ипотечных кредитов удвоился и превысил 3,3 трлн. тенге, в сентябре он упал более  чем в два раза по сравнению  с августовским показателем (см. Приложение Б). Согласно информации АФН на 1 октября 2007 года ипотечные займы под залог недвижимости составили 38% от совокупного портфеля банков. 

По оценкам  Moody’s, совокупные внешние заимствования казахстанских банков к концу первого полугодия 2007 года составили порядка $40,7 млрд., причем эта сумма больше половины их общего фондирования. Кроме того, к концу прошлого года банкам нужно выплатить примерно $3,5 млрд., а в 2008 году придется выплатить свыше $6 млрд. долл. Многим банкам может удаться перенести сроки погашения внешних займов.

11 декабря  Standard & Poor’s изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам. По мнению экспертов агентства, быстрый рост банковского сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и банковского сектора Республики Казахстан, финансировавшийся с помощью все увеличивающегося внешнего дога, уже давно вызывал серьезную обеспокоенность Standard & Poor’s.

Проблемы  с ликвидностью оказали влияние  и на снижение котировок акций казахстанских банков, которое отмечается как на международных рынках, так и на KASE. Так, если в конце августа цены акций «Казкоммерцбанка» превышали $22, то к ноябрю они упали почти вдвое. 11 октября президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости выделения из госбюджета $4 млрд. для поддержки БВУ. На следующий день было распоряжение рассмотрения возможности выкупа за государственный счет акций отечественных банков, торгующихся за рубежом. Несмотря на это заявление, котировки GDR казахстанских банков, торгующихся на LSE продолжали снижать всю вторую половину октября. Например, стоимость GDR KKБ снизились с $15,5 (на 12 октября) до $11,79 (на 1 ноября), Народного банка – с $20,18 до $17,52, Альянс Банка с $7,95 до $6,7. в целом новость о возможности выкупе акций банков за счет государства была оценена международными экспертами довольно негативно. В частности, представители ЕБРР в Казахстане отмечают, что подобных действий правительства европейских стран и США никогда не предпринимали.

Необходимо  отметить, что эти проблемы затронули  не всех участников банковского сектора. В частности, это касается мелких банков, которые не принимали участие  в масштабном кредитовании, в особенности  в кредитовании строительного бизнеса.

Некоторые аналитики  предполагают, что весна этого  года, на которую придется часть  выплат внешнего заимствования, покажет  дальнейшее поведение западных инвесторов. Но как бы то ни было, однозначно одно: такого уровня ставок для наших банков, какими они были в период, предшествующий кризису, больше ни будет. [6. 18-19с.] 

В настоящее  время в республике Казахстан  важно начать переход к решению  задач качественно нового уровня. Национальным банком республики уже обозначены соответствующие контуры развития кредитной системы Казахстана.

Так, на сегодняшний  день разработан проект Концепции по развитию финансового сектора Казахстана на предстоящие четыре года. Он определяет стратегические задачи, стоящие перед кредитной системой, основные направления деятельности участников финансового рынка, соответствующие стандартам Евросоюза. Важнейшими приоритетными видами деятельности Национального банка в ближайшие годы станет переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенное движение от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции. Использование инфляционного таргетирования повышает роль показателя уровня инфляции и соответственно снижает роль обменного курса. Уровень инфляции предполагается обеспечить в пределах    от 4 до 6%. Планируется дальнейшая либерализация валютного режима: к 1 января 2007 года тенге должен стать полностью конвертируемой валютой.

Также в последние  годы в стране активно совершенствуется законодательная база финансового, в том числе и фондового рынка. Недавно принят новый Закон республики Казахстан «Об акционерных обществах», который предполагает обеспечить дальнейшую капитализацию и прозрачность акционерных обществ. Кроме того, новые законы «О рынке ценных бумаг» и «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» содержат большое количество нововведений и будут способствовать дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, повышению роли банковского сектора в росте и диверсификации экономики республики и регионов в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране.

По мнению автора, Казахстан готов и способен к самой тесной экономической  интеграции, реализации совместных проектов в рамках ЕврАзЭС, Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). Для этого необходим переход всех государств-членов этих союзов на принятые в мировой практике принципы развития экономики и экономического сотрудничества. Они включают в себя такие условия, как текущая конвертируемость валют, общепринятые параметры дефицита бюджета, уровень инфляции, определенная планка государственного долга, совместимое рыночное законодательство.

По мнению диссертанта, на сегодняшний день присутствуют несколько моделей развития кредитной  системы Казахстана. Условно их можно  обозначить как  модель стабилизации и модель роста.

Модель стабилизации подразумевает приведение динамики и отраслевой  структуры   кредитов   в  соответствие  с  возможностями  предприятий-  заемщиков погашать долги из текущей прибыли. Это, с  одной стороны, исключит риск выстраивания заемщиками «схем Понци» (рефинансирование долгов за счет привлечения новых), что позволит минимизировать вероятность  кризиса плохих ссуд. С другой стороны, происходит стабилизация отношения  выданных кредитов банков к их собственному капиталу, что означает сохранение устойчивости финансово-кредитной системы к кредитным рискам на неизменном уровне. В разрезе данной модели можно привести условия, которые обеспечивают стабилизацию объема кредитования и  изменения его структуры в пользу высоконадежных заемщиков.

Пенсионную  реформу Казахстана международные  эксперты признали лучшей из 13 проектов Казахстана, финансированных Всемирным  банком, что подтвердил деловой мир, представленный на международной конференции, приуроченной к 10-летию национальной валюты республики Казахстан. Аналогов пенсионной системы, существующей в  республике, на финансовых рынках стран  СНГ в настоящее время нет, как и в сопредельных Китае, Монголии и дальнем зарубежье. Сегодня  опыт накопительной пенсионной системы  Казахстана, за основу которой взята  чилийская накопительная система, имеет существенные отличия от латиноамериканской и европейской и тем привлекает интерес специалистов многих стран  мира. При жестком государственном  регулировании деятельности накопительной  пенсионной системы и высокой  степени защиты накоплений, а также  государственной гарантии сохранности  пенсионных накоплений в размере  фактически поступивших пенсионных взносов с учетом инфляции риски накопительной пенсионной системы Казахстана сведены до минимума. Умеренная инвестиционная политика, по мнению диссертанта, в течение двух-четырех десятилетий, безусловно, приведет к желаемому умножению пенсионных накоплений и обеспечению вкладчикам адекватной пенсии с учетом инвестиционного дохода, который будет продолжать начисляться на накопления и в пенсионном возрасте. Все это создает пенсионной системе Казахстана неоценимое преимущество перед другими, более подверженными рискам системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Денежно кредитная политика Национального банка РК