Денежно кредитная политика Национального банка РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики..
Согласно цели ставятся задачи данной работы:
1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………….
1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...
1.2 Национальный банк – центр кредитной системы……………………….
1.3 Зарубежный опыт в развитии денежно-кредитной политики………….
2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….
2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………
2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...
2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...
3 Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………
3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...
3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Национального банка РК КАЗФЭА заочник Готовое 2010.docx

— 241.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

   

1 Понятие и сущность денежно-кредитной  политики………………….

5

1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...

5

1.2 Национальный банк – центр  кредитной системы……………………….

7

1.3 Зарубежный опыт в развитии  денежно-кредитной политики………….

9

   

2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….

16

2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………

16

2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...

20

2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...

31

   

3  Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………

35

3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...

35

3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….

36

   

Заключение…………………………………………………………………...

41

Список использованной литературы……………………………………...

43

Приложение…………………………………………………………………..

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита получила название денежно-кредитной  политики. Ее главная цель — регулирование  экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная  экспансия), либо на их сдерживание  и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные  банки пытаются оживить конъюнктуру  путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический  подъем часто сопровождается «биржевой  горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием  диспропорций в экономике. В таких  условиях центральные банки стремятся  предотвратить «перегрев» конъюнктуры  с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания  эмиссии платежных средств и  т.д.

С помощью  методов денежно-кредитной политики Национальный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы ( жесткая  монетарная политика)    или ставки процента ( гибкая монетарная  политика ). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике, их отображающем. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов  денежно-кредитной политики зависит  во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жесткая  политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег.

Эту тему я выбрал потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика  может пошатнуться и разрушиться. Начинаешь задумываться, в чем  причина продолжающегося  развала. И по-моему мнению одной из самых  важных причин является несовершенность  денежно-кредитной политики.

В 1998 году  произошел финансовый кризис в следствии  чего в РК произошли различные  перемены: начался отток капитала; увеличился государственный долг; тысячи людей остались безработными из-за резкого спада производства.

Сегодня денежно-кредитная политика имеет  достаточно большое количество инструментов для реализации своих функций. И  тут встает вопрос, насколько умело воспользуются Правительство РК и НБ РК  предоставленными инструментами.

Целью своей  работы я и ставлю рассмотреть  вопрос об эффективности денежно-кредитной  политики..

Согласно  цели ставятся задачи данной работы:

  1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
  2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
  3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность денежно-кредитной  политики 

 

1.1 Денежно-кредитная политика государства 

 

 

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного  хозяйства.

Предложение денег на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем  цен.  А вот что показывает западная статистика:

 “  Уровень роста предложения денег  и средний уровень цен практически  линейно зависимы с коэффициентом  более 0.9 для всех агрегатов  во всех странах со всеми  экономиками (по развитости).

 Уровень  роста предложения денег и  реального производства абсолютно  не связаны между собой там,  где прирост денежной массы  более чем примерно 18% в год.  В странах же с меньшими  темпами роста денежной массы  существует практически линейная  зависимость с коэффициентом  около 0.1

 Уровень  инфляции и уровень роста реального  продукта абсолютно не взаимосвязаны.”

Выше  уже были упомянуты политика дорогих  денег (ре-стрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). Ниже мы увидим, в чем она заключается  и каков механизм ее реализации.

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме , то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при  обратном ходе событий политика дорогих  денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

В основе денежно-кредитной политики лежит  теория денег,  изучающая воздействие  денег на состояние экономики в целом [1].

 

 

1.2 Национальный банк – центр  кредитной системы 

 

 

Национальный  Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является Центральным  банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "0 Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.

Информация о работе Денежно кредитная политика Национального банка РК