Денежно кредитная политика Национального банка РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики..
Согласно цели ставятся задачи данной работы:
1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………….
1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...
1.2 Национальный банк – центр кредитной системы……………………….
1.3 Зарубежный опыт в развитии денежно-кредитной политики………….
2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….
2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………
2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...
2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...
3 Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………
3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...
3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Национального банка РК КАЗФЭА заочник Готовое 2010.docx

— 241.90 Кб (Скачать файл)

ФРС подотчетна только Конгрессу и формально  не подчинена исполнительной власти. Поэтому в пределах предоставленных  полномочий она имеет право проводить  самостоятельную политику, основанную на собственных представлениях о  целесообразности тех или иных мероприятий.

ФРС оказывает  опосредованное влияние на бюджетную  политику через механизм регулирования  учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако ее главная сфера - контроль и управление сферой денежно-кредитного регулирования, сглаживание циклических  колебаний экономической конъюнктуры, обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционирования рынка ссудных капиталов.

Деятельность  ФРС осуществляется через кредитную  систему США, которая высокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и в послевоенный период для многих стран выступала  образцом эффективности. Она имеет  ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран.

В состав кредитной  системы входит множество формально  самостоятельных мелких и средних  банков, на долю которых приходится около 20% активов. Это обусловило стабильный уровень концентрации банковских депозитов  в последние десятилетия.

Несмотря  на высокую концентрацию банковского  дела, США отличаются от других стран  необычайно большим числом самостоятельных  банков регионального и местного типов. На конец 1995 г. насчитывалось 9,9 тыс. коммерческих банков с застрахованными  депозитами против 14,4 тыс. в 1980 г. (кроме  того, несколько сот банков не участвуют  в федеральной системе страхования). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышало 2 тыс.

Все финансовые учреждения являются частными - либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит  лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют  особые функции в интересах общества. Их главная задача - поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы  и дополнять частный бизнес в  таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного  строительства.

Технически  американская кредитная система  быстро совершенствуется. В ее институтах постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы  является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время - и чеков. По данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого  населения. Число действующих карточек превышало 1,1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.

Растет роль небанковских кредитных институтов (ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных  союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), которые  составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствием законодательного регулирования банковской деятельности в США.

Изменение юридических  основ функционирования кредитной  системы и проведения денежной политики - важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства  последних десятилетий. Изменения  финансового законодательства США  в этот период теоретически опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.

На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены  многие законодательные различия между  типами кредитно-финансовых институтов. Последние получили возможность  заниматься операциями, которые ранее  считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет включения  этих институтов в сферу регулирования  ФРС значительно расширила границы  своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном  рынке, особенно потребительском, а  также стимулировали создание новых  финансовых инструментов. В последние  десятилетия США стали центром  финансовых инноваций. Например, общий  объем кредитных лимитов под  залог жилья лишь за десять лет (1980-1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.

Однако не все инновации имели положительный  эффект. Зачастую они приводили к  появлению банков с большим количеством  займов сомнительного качества, росту  числа банков, "испытывающих серьезные  трудности" и даже к банкротству  ряда банков. В последние годы в  стране отмечается самый высокий  в мире показатель отношения потребительской  задолженности к величине доходов.

Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС, проведения ею более  активной денежной политики. Основными  параметрами, на которые было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов  денежной массы и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний  был главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию Конгресса  ФРС начала устанавливать ежегодные  ориентиры роста денежной массы. Причем до 1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата Ml, который  позже сменили агрегаты М2 и МЗ.

В 1982-1985 гг., стремясь способствовать оживлению  экономики, ФРС ослабила ограничения  на рост денежной массы. Однако такие  меры не дали ожидаемого результата (их стимулирующий эффект был нейтрализован  уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот  в сторону жесткого контроля за объемом  денежной массы в обращении привел к росту процентных ставок, снижению объемов национального производства и сокращению занятости.

Одновременно  повышение ссудного процента стимулировало  приток в США иностранных прямых и портфельных инвестиций, так  как без них нельзя было удовлетворить  потребность экономики в кредитных  ресурсах. Причем основная масса поступавшего иностранного капитала вкладывалась в  ценные бумаги, прежде всего в государственные. Задача привлечения иностранного капитала в американскую экономику облегчается  в силу того, что сами торговые партнеры США заинтересованы в инвестировании долларов, полученных в уплату за экспортируемые туда товары. В противном случае им пришлось бы столкнуться с опасностью импортируемой инфляции.

Благодаря роли доллара в международных расчетах у США, несмотря на высокий уровень  внешней задолженности и дефицита торгового баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей  валюты, чем у других стран. Традиционно  заботы о поддержании доллара  во многом перекладываются на основных торговых партнеров (в частности, на Японию).

Наиболее  важным достижением такой политики ФРС стали невысокие среднегодовые  темпы роста потребительских  цен. После спада 1990-1992 гг. они стабилизировались  на уровне 2,3-2,7%. Сохранению умеренной  инфляции кроме эффективной денежной политики способствовали: стабилизация на низком уровне цен на нефть и  на другие сырьевые товары; изменения  в политике регулирования заработной платы (как результат высокого уровня безработицы, открытости рынка труда, расширения возможностей переноса производств  в страны, где затраты на рабочую  силу ниже).

В настоящее  время кредитно-денежная политика ФРС  близка к нейтральной, т.е. не стимулирует  и не ограничивает развитие американской экономики. Основным инструментом регулирования  в последние годы являются процентные ставки. Их значение как для первоочередных заемщиков, так и по долгосрочным обязательствам колеблется в пределах 5-6,5%. Неизбежное ужесточение фискальной политики как основного инструмента  снижения бюджетного дефицита грозит вызвать замедление экономического роста. Учитывая это, ФРС приходится время от времени понижать процентные ставки для первоочередных заемщиков  с целью стабилизации производства. В целом снижение процента помогает росту инвестиций и производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг. 

 

2.1 Правовой статус и задачи НБ  РК 

 

Национальный  Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является Центральным  банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "0 Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного  хозрасчета и, совместно с подведомственными  ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения.

Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан  и проводит с ним регулярные консультации. Он также  учитывает в своей  деятельности экономическую политику Правительства и содействует  ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций  и осуществлению денежно-кредитной  и валютной политики. Правительство  не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, так же как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности  по обязательствам Правительства, за исключением  случаев, когда он принимает на себя такую ответственность. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального  Банка Казахстана и его структурных  подразделений по реализации его  законодательно закрепленных полномочий.

Национальный  Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан  по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, небанковскими финансовыми организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензий, выданных Национальным Банком Казахстана, (далее банки) и их клиентами, а также другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях "Казахстан Улттык Банкiнiн Хабаршысы" - "Вестнике Национального Банка Республики Казахстан” на казахском и русском языках.

Национальный  Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения Национального  Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет  собственную эмблему. Центральный  аппарат Национального Банка  Казахстана располагается в г.Алматы.

Органами  управления Национального Банка  Казахстана являются Правление и  Совет директоров (Директорат).

Высшим органом  управления Национального Банка  Казахстана является Правление. Правление  Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка  Казахстана входят: Председатель Национального  Банка Казахстана, четыре его заместителя  и руководитель бухгалтерской службы Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя  от Правительства Республики Казахстан. Члены Правления Национального  Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка  Казахстана назначаются и освобождаются, соответственно, Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального  Банка Казахстана.

В функции  Правления Национального Банка  Казахстана входит:

  • разработка государственной денежно-кредитной политики;
  • утверждение нормативных актов, разработанных Национальным Банком Казахстана, касающихся деятельности банков;
  • определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом Республики Казахстан концепции;
  • установление централизованной ставки рефинансирования по операциям Национального Банка Казахстана с банками и бюджетом Республики Казахстан;
  • принятие решений о выдаче разрешении на открытие банков и об их отзыве;
  • принятие решений о выдаче лицензий на проведение отдельных видов банковских операция, приостановлении их действия и аннулировании;
  • утверждение нормативов резервных требований для банков;
  • утверждение типов внешних активов, которые могут храниться во внешних резервах;
  • утверждение порядка определения обменного курса валюты Республики Казахстан;
  • ежегодное утверждение стратегии управления золотовалютными резервами Национального Банка Казахстана;
  • ежегодное утверждение политики в области бухгалтерского учета;
  • принятие решений о введении и отмене режима обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг);
  • рассмотрение, принятие и представление на утверждение Президента годового отчета о работе Национального Банка Казахстана;
  • рассмотрение и утверждение годового сводного баланса банковской системы Республики Казахстан, отчета о прибылях и убытках;
  • утверждение Положения о Национальном Банке Казахстана, структуры Национального Банка Казахстана, назначение и освобождение директоров департаментов, начальников областных управлений и других структурных подразделений Национального Банка Казахстана ;
  • утверждение пруденциальных нормативов для банков;
  • определение и утверждение условий труда, системы и размеров его оплаты, социально-бытового обеспечения работников Национального Банка Казахстана и его подразделений;
  • установление должностного оклада Председателю Национального Банка Казахстана;
  • принятие решений об участии Национального Банка Казахстана в международных организациях;
  • утверждение состава Совета директоров (Директората) Национального Банка Казахстана;
  • установление стандартов ежегодной публикации годовых отчетов банков, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков;
  • утверждение перечня зон, признаваемых оффшорными;
  • утверждение перечня основных рейтинговых агентств и минимального требуемого рейтинга при открытии дочерних банков;
  • утверждение перечня сведений об учредителях банков;
  • утверждение порядка и размеров средств, размещаемых банками с иностранным участием во внутренних активах;
  • утверждение порядка лицензирования банковских операций;
  • утверждение требований, предъявляемых к помещениям и оборудованию банков;
  • принятие решения о консервации банков;
  • принятие решения по реструктурированию задолженностей перед Национальным Банком и Министерством финансов Республики Казахстан в отношении банков второго уровня и организаций, в которых введен режим временного управления (консервации);
  • изменение размеров штрафных процентов и пени, начисленных по задолженностям банков перед Национальным Банком Республики Казахстан.

Информация о работе Денежно кредитная политика Национального банка РК