Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;

Содержание

Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая работа.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Необходимо  расширить  горизонт  прогнозирования  государственного  внешнего долга. Например, в прогнозе социально-экономического развития РФ и федерального бюджета на 2010-2012 гг. приведены данные об увеличении лишь суверенного государственного внешнего долга в 2,8 раза (с 37 млрд.долл. на 1.10.2009 г. до 63,3 млрд. на 1.01.2011  г.; 83,4 млрд.  на  начало 2012  г. и 104,3 млрд.  долл.  на  начало 2013  г.).9 Но отсутствует прогноз внешнего долга государства в расширенном понимании. Между тем уроки современного кризиса свидетельствуют о необходимости планирования внешнего долга корпораций и банков, в капитале которых участие государства составляет более 50%. Главным критерием этого прогнозирования должна быть целевая мотивация внешних заимствований на модернизацию экономики и их эффективность. В противном случае целесообразно их лимитировать.10

Одним из направлений  регулирования внешних  заимствований  является поиск внутренних источников кредитования. Альтернативной наращиванию  внешнего долга корпораций  и  банков  может  стать  активизация  российского  финансового  рынка  на основе  перераспределения  части  экспортной  валютной  выручки  для  повышения  его ликвидности и снижения процентных ставок. Пока сложилась практика рециркуляции валютных доходов в определенной мере в пользу зарубежной, а не российской экономики. Это потребует, в частности, изменения традиционного размещения российских валютных резервов в  зарубежных банках (на депозиты,  текущие счета),  в иностранные ценные бумаги, особенно американские казначейские облигации.

Таким образом, назрела  необходимость новых подходов к совершенствованию внешней долговой политики в целях повышения ее роли в модернизации экономики России.

3.3. Направления увеличения бюджетных доходов

Основной проблемой  российской системы государственных  финансов является несбалансированность расходных обязательств и доходной бюджетной базы. Причем и доходная и расходная часть российского бюджета нуждаются в коренном реформировании. Ликвидация бюджетного дисбаланса должна стать целью бюджетной политики и в целом экономической политики государства уже в обозримом будущем. Как показывает анализ, достижение этой цели может быть осуществлено не только и не столько мерами бюджетной политики, сколько проведением глубоких структурных преобразований в российской экономике.

Направления увеличения неналоговых доходов:

1. Эффективное использование госимущества является хорошим источником поступлений в бюджет. И резервы в этом есть, особенно в регионах, в которых значительны объемы инвестиций в строительную отрасль.

Остановимся на некоторых аспектах, позволяющих повысить эффективность использования госсобственности.

1.1. Для эффективного управления государственным имуществом необходимо создание эффективной системы учета госимущества как по составу, так и по стоимостным характеристикам. Например, функционирующая на данный момент система учета госимущества в Москве часто содержит недостоверные и противоречивые данные о состоянии городской собственности, что приводит к ошибкам в прогнозировании соответствующих доходов в бюджет на очередной финансовый год. В связи с этим сейчас пересматриваются подходы к формированию системы учета городского имущества (включая нежилые помещения, пакеты акций, доли участия, земельные участки) и дорабатываются программные продукты, используемые для учета операций по управлению имуществом с целью консолидации разрозненных баз данных на основе Единого реестра собственности и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.

1.2. В качестве одного из резервов пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство. При этом бюджет будет застрахован от возможных изменений нормативов распределения доходов от земельных платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Переход на предлагаемую новую схему оплаты за предоставление земельных участков под строительство позволит также все средства в виде компенсационных выплат направлять в доход бюджета и тем самым более полно обеспечивать финансирование городских программ.

1.3. Значительные резервы  в доходах бюджета могут быть  достигнуты путем вовлечения  в сферу платных отношений  всех земельных участков, выделяемых  под строительство. Сегодня в  сферу платных отношений включаются  только земельные участки, на которых осуществляется капитальное строительство коммерческих объектов. Однако наряду с коммерческим строительством осуществляется строительство также объектов инженерной инфраструктуры, включая строительство дорожных сетей, а также строительство объектов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. По завершении строительства указанные земли в земельном балансе учитываются как земли общего пользования (земли учреждений народного образования, земли учреждений здравоохранения и социального обеспечения и т. д.), с которых, согласно действующему законодательству, арендная плата за землю не взимается. Таким образом, единственным законным периодом, в течение которого можно взимать земельные платежи с указанных земельных участков является период строительства возводимых объектов. Отсутствие заключенных договоров аренды земли на период строительства приводит к невосполнимым потерям бюджета.

1.4. Отрицательно влияет на полноту поступлений в бюджет от реализации инвестиционных контрактов практика предоставления земельных участков под коммерческое строительство без проведения конкурсов. Практика показывает, что внеконкурсное размещение земельных участков под коммерческое строительство ведет к значительным потерям арендной платы.

1.5. Определенные резервы по арендным платежам есть у государственных унитарных предприятий. Например, в настоящее время не на все земельные участки, в пределах которых расположены объекты недвижимости, переданные в хозяйственное ведение государственным (муниципальным) унитарным предприятиям города Москвы, оформлены арендные отношения, в результате в бюджет не поступают средства от многих ГУПов за аренду земли. Более того, многие государственные унитарные предприятия сдают в аренду большую часть площадей, переданных им на праве хозяйственного ведения. Так, в период с 2000 по 2002 год более чем в два раза увеличились площади нежилых помещений, сдаваемые в аренду унитарными предприятиями, при этом постоянно сокращался удельный вес площадей нежилых помещений, сдаваемых самим городом в аренду. В результате бюджет терял значительные суммы. В этой связи создание единой системы учета арендных платежей позволит осуществлять постоянный контроль поступления платежей.

1.6. Определенные потери бюджет несет из-за недостаточного развития градостроительного размежевания (являющегося основой для установления границ земельных участков) земель, свободных в обороте. В результате сохраняются значительные площади земель с не определенными и соответственно не оформленными правами, что существенно сокращает имущественную базу для сбора регулярных земельных платежей. Более того, подобная ситуация не способствует формированию единых объектов недвижимости (здание, строение или сооружение и земельный участок под ним), в результате чего затрудняется переход на новую систему определения ставок арендной платы с учетом кадастровой стоимости земли. Соответственно более активное разработка градостроительного размежевания и жесткий контроль за распределением земельных участков под строительство могут пополнить бюджет.11

В  целях создания  необходимых условий  для  дальнейшего  поступательного и динамичного социально-экономического развития регионов должны быть реализованы следующие меры по дальнейшему увеличению собственных налоговых доходов субъектов РФ:

  1. Совершенствование информационного взаимодействия между налоговыми  и  финансовыми  органами  субъектов  для  реализации  эффективного  механизма  мобилизации  доходов  на  основе  постоянного мониторинга налогового потенциала, контроля изменений и конкретизации мероприятий по реализации поставленных целей.
  2. В целях урегулирования кредиторской  задолженности по налоговым  платежам  следует  провести  работу  по  реструктуризации  задолженности  организаций  по  налогам  и  сборам,  зачисляемым в бюджет субъекта, а также по начисленным пеням и штрафам.
  3. Реформирование системы взимания акцизов в целях стимулирования  потребления  более  качественных  товаров,  в  частности,  дифференциация ставок акциза на бензин исходя из его качества.
  4. Проведение  ежегодной  индексация (в  пределах  темпа  роста потребительских цен) ставок акцизов на алкогольную продукцию, поступающих в региональные бюджеты. 
  5. Проведение анализа действующих налоговых ставок с целью установления оптимальных ставок и льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.12

В сложившейся ситуации необходимо проведение следующих мероприятий приводящих к повышению эффективности управления доходами бюджета субъекта РФ и муниципального образования:

  • ввести дифференцированный подход к нормативам налогов в зависимости от географического положения регионов и природных особенностей, например, увеличить с 30% до 50% норматив налога на доходы физических лиц, зачисляемого в местные бюджеты, предусмотреть зачисление в местные бюджеты 50% сумм транспортного налога и налога на имущество организаций,  90% единого налога,  взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, 80 % налога на добычу полезных ископаемых;
  • дополнить новым видом платежа (налогом на доходы индивидуальных предпринимателей) статью 15 Налогового кодекса;
  • внести изменения в Налоговый кодекс,  предоставив право субъектам Российской Федерации устанавливать сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц в течение налогового периода в целях снижения задолженности по налогам.
  • расширить налоговые полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • законодательно  закрепить основные доходные  источники (собственные налоги, отчисления от налоговых поступлений) за региональными и местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полно<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_04

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности