Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;

Содержание

Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая работа.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………..……………………………………...…..3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6

1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6

1.2. Сущность и социальные приоритеты  федерального бюджета………….11

1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ  РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24

2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24

2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31

2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ  СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44

3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44  

3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48

3.3. Направления увеличения бюджетных  доходов……………….………..51

3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57

Заключение……………………………………………………………………....60

Список литературы…………………………………………………………..…63

Приложения…………………………………………………………………..….66

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью достижения сбалансированности федерального бюджета в условиях переходной экономики и усилением его роли в экономическом развитии страны. Новые тенденции в развитии российской экономики и мирового хозяйственно-политического процесса требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в бюджетной политике государства. Изменилась роль федерального бюджета, который из инструмента обслуживания государственных потребностей централизованной экономики трансформировался в инструмент государственной финансовой политики, используемый для формирования эффективной рыночной экономики, регулирования экономического развития страны и осуществления социальной функции государства.

В условиях возрастания  роли федерального бюджета в социально-экономическом  развитии страны перед отечественной  экономической наукой стоит проблема поиска и научного доказательства эффективности  новых методов и путей совершенствования бюджетного механизма. Ее решение прежде всего связано с изучением различных аспектов взаимодействия федерального бюджета, государственного долга и экономического роста.

Степень разработанности  проблемы. Развитие различных аспектов концепции трансформации государственного бюджета, оптимизации его доходов и расходов в условиях переходной экономики и тенденций экономического роста РФ представлено в работах российских ученых: О.Богачевой, О.Врублевской, Е.Жукова, А.Куликова, С.Лушина, В.Лексина, Л.Лыковой, Л.Павловой, В.Панскова, И.Подпориной, М. Романовского, В.Сенчагова, В.Слепова, В.Сумарокова, Е.Ясина и других. Проблемам теории государственных финансов посвятили свои исследования такие зарубежные ученые, как Ф. Хайек, Т. Веблен, Дж. Стиглиц, Р. Масгрейв, Д. Хайман, Дж. Оке и другие.

Объектом исследования данной работы являются экономические  отношения по формированию и расходованию средств федерального бюджета, оптимизации его доходной и расходной частей и трансформации бюджета в эффективный финансовый инструмент экономического роста в России.

Предметом исследования является федеральный бюджет как финансовый инструмент экономического развития Российской Федерации.

Цель работы состоит  в том, чтобы на основе определения  направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.

Для достижения цели в  работе поставлены и решены следующие  задачи:

  • рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
  • проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
  • проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
  • выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;
  • выявить проблемы государственного бюджета и предложить пути развития их совершенствования.

Теоретическую основу составили  работы российских и зарубежных учёных, специалистов-практиков по проблемам  государственных финансов, федерального бюджета, а также научные концепции  развития бюджетного федерализма, государственного долга и управления им.

Информационная база исследования включает методические, инструктивные и статистические материалы Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Министерства РФ по налогам и сборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА,  ФУНКЦИИ

 

    1. Бюджетная система РФ и государственный бюджет

 

Бюджетная  система  в  Российской  Федерации  представляет  собой  совокупность  бюджетов  всех уровней и бюджетов  государственных  внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.

Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных  органов власти. Ресурсы бюджетной  системы находятся в  государственной  собственности или собственности органов местного самоуправления. Функционирование бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ.


 



 

 

 

 

 

Рис. 1. – Бюджетная  система РФ

 

Преимущественно  государственные  и  муниципальные  органы  исполнительной  власти  выступают заёмщиком средств, а население, предприятие, банки – кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. В результате таких отношений возникает государственный и муниципальный долг (рис. 2).

Децентрализованные  финансы  являются  основой  финансовой  системы,  поскольку  именно  в  этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов страны.




 


 

 





 

Рис. 2. - Классификация государственного и муниципального долга

 

Децентрализованные финансы  включают два крупных звена –  финансы организаций и финансы  домохозяйств.1

Государственный бюджет представляет собой федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Государственный бюджет  является  важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью  государственных финансов. Именно он выступает макроэкономическим орудием в решении социальных и экономических задач в границах государства, обеспечения эффективного и инновационного развития экономики, пропорционального и обоснованного развития всех регионов страны.

В любой стране государственный бюджет — это ключевое звено финансовой системы. Государственный бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

С помощью государственного бюджета в руках государства аккумулируется значительная часть созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого для решения тактических и стратегических задач по обеспечению экономического роста, развитию производительных сил, регулированию темпов и пропорций развития производственного и научного потенциалов в регионах страны, удовлетворения социальных потребностей населения и повышения его уровня жизни.

Государственный бюджет,  выступая основным  денежным фондом  государства обеспечивает перераспределения средств между отраслями народного хозяйства, различными слоями населения, что определяет масштабы и действенность влияния бюджетных рычагов на социально-экономические процессы в пределах государства.

Для государственного бюджета  как основного финансового плана государства, характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным, финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим.

Координация осуществляется через взаимосвязь показателей  бюджета с показателями других финансовых планов.

В государственном бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета.2

Социально-экономическое значение государственного бюджета заключается в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

С учетом экономических  особенностей Российской Федерации, состояния  ее финансового сектора, сложившихся  связей с глобальными финансами и посткризисного характера мировой экономики, денежно- кредитная политика, во взаимосвязи с другими составляющими экономической политики государства, призвана решить следующие задачи (рис. 3, 4).

1. Рост финансовой глубины, зрелости финансовой системы России. Чем выше финансовая глубина экономики, ее насыщенность деньгами, финансовыми инструментами, финансовыми институтами, чем более она оценена, тем лучше условия для экономического развития и устойчивого роста.




 

 

 

 

 

Рис. 3. - Рост финансовой глубины, зрелости финансовой системы России

2. Преодоление разбалансированности финансовой системы, обеспечение макрофинансовой стабильности.

 

 




 

 


 



 


 

 

Рис. 4. - Преодоление разбалансированности финансовой системы, обеспечение макрофинансовой стабильности

 

3. Укрепление внутреннего денежного спроса, преодоление зависимости от доступа к внешним рынкам капиталов.

4. Стимулирование развития экономики. Обеспечение «стратегии выхода», «ребалансирования» российской экономики во взаимодействии с другими видами экономической политики государства.3

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах  отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической  политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

 

    1. Государственный бюджет, структура и функции

 

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны.

Он представляет собой  совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных  программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей:

Рис. 5. Государственный бюджет

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности