Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;

Содержание

Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая работа.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 2):

Доходы. По  уточненным  данным  доходы  федерального  бюджета  по  итогам  2011  года оказались на уровне 20,9% ВВП, что на 2,5 п.п. ВВП выше поступлений  2010 года.  Доходы  федерального  бюджета,  очищенные  от  инвест доходов  нефтегазовых фондов, в   2011 году составили 20,8% ВВП, превысив поступления 2010 года на 2,7п.п. ВВП.

Таблица 3

Поступления основных налогов и таможенных пошлин  в федеральный бюджет

Структура  фактических  поступлений  налогов  и  таможенных  пошлин  в федеральный  бюджет  в  2011  году  полностью  совпала  с  предусмотренной  в  законе  о бюджете  (с  поправками  от  ноября 2011  года). Общий объем доходов,  поступивших в 2011 году в федеральный бюджет,  на 2,2% превысил  общую сумму доходов, ожидаемую в последних поправках.

2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг.

Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы  составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

  • средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • бюджетных кредитов;
  • субвенций и субсидий;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных  средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств  могут предоставляться юридическим  лицам на основании законов о  бюджетах.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.

Расходование средств  государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в  процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия  в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера.

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Расходы. Кассовые  расходы  федерального  бюджета  за  2011  год  составили  10935,2  млрд. рублей или 20,1% ВВП по сравнению с 22,4% ВВП в предыдущем году. Непроцентные расходы  составили 19,6% ВВП по сравнению с 22,0% в предыдущем году. Заметим, что в  2010  году  в федеральный  бюджет поступила  часть ЕСН  за предыдущий  год  в  общем

объеме  0,1% ВВП. Эти  средства  должны перечисляться  в Пенсионный фонд. Без  учета поступлений ЕСН расходы в 2010 году составили 22,3% ВВП, непроцентные расходы – 21,9% ВВП.

Таким  образом,  наибольший  объем  расходов  в  2011  и  2010  году  пришелся  на социальную политику и  трансферты в социальные внебюджетные фонды – 6,9% ВВП в 2010 году и 5,8% ВВП в 2011 году. Без учета поступлений по ЕСН за 2009 год в начале 2010 года расходы по данному направлению составили 6,8% ВВП. 

  • Таблица 4
  • Расходы федерального бюджета по основным статьям функциональной классификации

Расходы на национальную оборону и безопасность достигли в сумме 5,1% ВВП по сравнению с 5,2% ВВП в 2010 году. 

Расходы на национальную  экономику  составили 3,3% ВВП  в  2011  году  (включая  целевые  трансферты регионам, в том числе, в рамках различных ФЦП) по сравнению  с 2,7%  ВВП  в  предыдущем  году.  Расходы  по  разделу  «Здравоохранение,  физическая  культура и спорт» в 2011 году достигли 1,0% ВВП по сравнению с 0,8% ВВП в 2010 году, в т.ч. из-за включения региональных трансфертов.4

Государственный долг.

Динамика государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2008 - 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице 5.

Таблица 5

Динамика государственного долга

 

Анализ показывает, что  объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что  на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.

В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2007 - 2012 годах, представлены в следующей таблице 6.

Таблица 6

Степень долговой устойчивости

Приведенные данные свидетельствует  о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. в течение 2007 - 2012 годов отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4 % в 2007 году до 5,8 % в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта.

По мнению Счетной  палаты, для соблюдения безопасного  уровня консолидированного внешнего долга  Российской Федерации целесообразно определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования (Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Банк России) по сбору и анализу данных по консолидированному внешнему долгу, в особенности внешнему долгу организаций с преобладающим участием государства в уставном капитале, и по принятию в случае необходимости соответствующих мер по устранению негативных тенденций, совершенствовать систему внутреннего кредитования корпоративного сектора.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ за последние 10 лет.

 

 

Рассматривая расходы  консолидированного бюджета в сопоставимых условиях (без учета трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд) в разрезе непроцентных расходов и расходов на обслуживание государственного долга можно отметить следующую тенденцию. Начиная с 2000 г. происходила трансформация структуры бюджета в пользу непроцентных расходов бюджета. Доля расходов на обслуживание государственного долга постепенно сокращалось с 4% к ВВП в 2000 г. до 1,8% к ВВП в 2003 г. При этом снижение происходило в основном за счет государственного внешнего долга. Как следствие доля непроцентных расходов постепенно возрастала.

 

 

 

 

 

 

 

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

В расходах за первые 5 лет III тысячелетия наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Согласно федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ, федеральный  бюджет на 2005 год был принят по доходам  в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб.[1] Реальное исполнение составило 5 трлн 127 млрд руб. по доходам и 3 трлн 514 млрд руб. по расходам.[2] Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходовпенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности