Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     Представительные  органы власти по результатам своего рассмотрения принимают акты об утверждении  либо неутверждении указанных отчетов. 
Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется постановлениями либо решениями органов местного самоуправления.

     В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке  отражаются:

     — показатели исполнения бюджета по общей  сумме доходов и по общей сумме расходов соответствующего бюджета;

     — статьи доходов и расходов, по которым  бюджет не был исполнен; суммы и  причины этого неисполнения;

     — показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;

     — показатели исполнения бюджета по общей  сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов.

     Возможны  и иные показатели по исполнению бюджета. 
После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год представительные органы государственной власти Республики Беларусь рассматривают информацию об исполнении консолидированного бюджета соответствующей территории за предыдущий финансовый год. Рассмотрение исполнения консолидированного бюджета проходит с учетом утвержденных отчетов об исполнении бюджетов, входящих в состав соответствующего консолидированного бюджета, которые представляются органами представительной власти нижестоящего уровня органам представительной власти вышестоящего уровня.

     Общим правилом для всех видов местных  бюджетов является то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год  рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Однако по республиканскому бюджету отчет утверждается до утверждения бюджета на предстоящий год.

     Бюджетный цикл в Республике Беларусь составляет более чем двухгодичный период.

     Говоря  об исполнении бюджета, необходимо отметить, что Министерство финансов, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных финансовых средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по их счетам, нецелевого использования указанных средств;
  • давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;
  • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению, в счет погашения ссуд, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов, и проценты по ним, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию  кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь.
 

 Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись республиканского бюджета составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Бюджетная роспись республиканского бюджета утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год[1].

     Местные бюджеты исполняются также в  соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись бюджетов областного и базового уровней составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей соответствующих местных бюджетов на очередной финансовый год, утвержденных решениями местных Советов депутатов, местными финансовыми органами в месячный срок после принятия решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

     Бюджетная роспись бюджетов областного и базового уровней утверждается руководителем местного финансового органа соответствующего исполнительного комитета.

     По  бюджетам первичного уровня бюджетная  роспись отдельно не составляется. Поквартальное распределение годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации Республики Беларусь при утверждении бюджетов и является бюджетной росписью, на основании которой исполняются местные бюджеты.

     Очень важным на современном этапе является переход на казначейскую систему исполнения бюджета, при которой предусматривается аккумулирование бюджетных средств на едином казначейском счете в Национальном банке Республики Беларусь. Это позволило предотвратить распыление бюджетных средств на многочисленных счетах в коммерческих банках республики и обеспечить эффективный контроль за их расходованием. Причем бюджетные средства поступают непосредственно получателям минуя счета распорядителей бюджетных средств.

     Исполнение  бюджетов любого уровня находится под  постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования.

     Органы  исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

     Вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

     Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его.

     Иное  содержание имеет контроль за исполнением  бюджета со стороны органов представительной власти. Эти органы не осуществляют исполнения бюджета, они лишь контролируют его исполнение. Поэтому функция  контроля за исполнением бюджета законодательно закреплена именно за органами представительной власти.

     Полномочия  органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы: 
во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых — собственно контрольные полномочия.

     К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджета; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

     Ко  второй группе, как уже указывалось, относятся собственно контрольные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета.

     Требование  органов представительной власти о  предоставлении им необходимых сведений по исполнению бюджета для органов исполнительной власти и других органов является обязательным для выполнения[15, c.124].

     Представленные  сведения и информация тщательно  анализируются, обсуждаются, после  чего органами представительной власти принимаются по ним соответствующие  решения, вплоть до введения механизма  секвестра на утвержденные бюджетные  расходы.

     Кроме того, представительные органы власти в необходимых случаях вправе давать соответствующим органам  исполнительной власти поручение о  срочном внесении отдельных изменений  доходной и расходной частей бюджета  с последующим утверждением этих изменений представительным органом  власти.

     В целях повышения эффективности  контроля за исполнением бюджета  органы представительной власти могут  образовывать в своей структуре  специальные органы, осуществляющие эту контрольную функцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ      БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
       

     Целью совершенствования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

     Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая  в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

     Помимо  создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

     Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим  направлениям:

  • реформирование бюджетной классификации Республики Беларусь и бюджетного учета;
  • выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • совершенствование среднесрочного финансового планирования;
  • совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

     В рамках первого направления предусматривается  приближение бюджетной классификации Республики Беларусь к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

     Второе  и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики [25].

     Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный  процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

     Пятое направление предполагает совершенствование  процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

     Как показывает международный опыт, для  перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.

     Основное  направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

     Расширение  сферы применения и повышение  качества программно-целевых методов  бюджетного планирования предполагается осуществить путем:

  • предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;
  • совершенствования методологии разработки и реализации целевых программ;
  • использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
  • распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;
  • расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь