Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     Главные принципы исполнения бюджетов всех уровней:

     1 В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

     2 Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Из этого правила, тем не менее, есть исключение. По бюджетам городов районного подчинения, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов и расходов отдельно не составляется, поскольку поквартальное распределение годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации при утверждении бюджета, и это распределение является также и росписью доходов и расходов, на основании которой исполняется бюджет. Исполнение бюджета - это длительный процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам. Достижение указанной цели возможно при строгом соблюдении государственной финансовой дисциплины, которая обеспечивается и охраняется государством. При исполнении бюджета могут возникать различного рода нарушения со стороны распорядителей бюджетных средств и их получателей. В этой связи Министерство финансов и местные финансовые органы могут ограничивать и приостанавливать финансирование расходов; давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распределителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению.

     3 В исполнении бюджетов принимают  участие все республиканские  и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения  всех форм собственности, а  также определенная часть населения.

     4 Законодательство предусматривает  санкции и меры ответственности  к юридическим и физическим  лицам за нарушения против  бюджета Республики Беларусь.

     Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.

     Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • трансферты населению;
  • бюджетные ссуды юридическим лицам;
  • субвенции, субсидии юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • ссуды, дотации, субсидии, субвенции другим бюджетам;
  • средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.

     Поквартальное распределение бюджетных средств  производится по каждому министерству, управлению (отделу исполкома), по каждому  виду доходов и по каждой сводной  смете расходов. Составленное таким  образом поквартальное распределение  доходов и расходов служит основанием для разработки росписи доходов  и расходов соответствующего бюджета. В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов и расходов могут быть также внесены руководителем финансовых органа в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финансовых органов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленные вышестоящим финансовым органом. Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании после утверждения бюджета новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.

     При недостаточности средств на счете  Министерства финансов платежные документы оплачиваются с учетом приоритетности финансирования расходов республиканского бюджета, определяемой перечнем защищенных статей бюджета. Данный перечень устанавливается и утверждается законом о бюджете РБ на очередной финансовый год.

     На  основании анализа исполнения бюджета, прогноза поступления доходов и поквартальной росписи расходов бюджетов Министерством финансов могут устанавливаться лимиты бюджетных ассигнований.

     Выделяемые  из бюджета средства поступают в  распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.

     Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов подведомственных организаций и учреждений.

     Главные и нижестоящие распорядители  бюджетных средств наделены различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении есть подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределять их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

     Право на получение бюджетных средств  распорядители получают формально  с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактически перечисление средств  с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных планов и смет.

     Как главные, так и нижестоящие распорядители  бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность[21, c.124].

     Министерство  финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

  • приостанавливать и ограничивать (за исключением защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет бюджетных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях возникновения временных кассовых разрывов;
  • давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;
  • взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по займам и ссудам, проценты по займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с уплаченной в белорусских рублях суммы, штрафы, пени, примененные Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных законодательными актами.

     За  обслуживание Национальным банком Республики Беларусь и другими банками государственных органов и организаций, финансируемых из бюджета, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по открытым ими счетам для размещения бюджетных средств плата не взимается.

     За  пользование средствами республиканского и местных бюджетов, находящимися и размещаемыми на счетах в банках, в том числе в Национальном банке Республики Беларусь, банки в установленном порядке уплачивают в доход соответствующего бюджета проценты по ставке не ниже ставки, определяемой в установленном порядке по банковским вкладам до востребования.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны расходовать полученные из бюджета средства по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Средства  бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Министерства финансов, его территориальных органов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.

     Должностные лица предприятий, объединений, учреждений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Решения по возврату в бюджет необоснованно  полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средств бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, со взысканием в бесспорном порядке штрафа в размере этих средств вправе выносить: от имени Министерства финансов - Министр финансов Республики Беларусь и его заместители, от имени местных финансовых органов, территориальных органов Министерства финансов - руководители этих органов и их заместители.

     В процессе исполнения бюджетов по расходам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль предшествует расходованию бюджетных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Такой контроль осуществляется при составлении проекта бюджета, при проверке смет учреждений. Основная задача текущего контроля- предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств по целевому назначению. При последующем контроле проверяется правильность, законность и хозяйственная целесообразность произведенного расхода, его эффективность, сохранность денежных средств и материальных ценностей [19, c.29].

     В процессе исполнения бюджетов возникают  различные отношения между звеньями бюджетной системы. Эти отношения  регулируются законом о бюджетной  системе. В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных положений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке. 
 

     2.4 Составление и  утверждение отчета  об исполнении  бюджета 
 

     Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса - исполнения бюджета является отчет об исполнении бюджета. В отчете можно выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.

     Работа  по составлению отчета начинается сразу  же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению  отчета возлагается на Правительство  и исполкомы местных Советов  депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимаются Министерство финансов и финансовые органы.

     Органы  исполнительной власти общей компетенции  направляют всем распорядителям бюджетных  средств письмо с требованием  предоставить информацию о фактическом использовании бюджетных средств. Финансовые органы на основе представленных им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.

     Составляемые  финансовыми органами отчеты передаются соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти. Утверждение отчета оформляется законом по республиканскому бюджету и постановлением (решением) органа местной представительной власти.

     По  республиканскому бюджету отчет  должен быть представлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания финансового года. Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

     Принятый  Палатой представителей отчет об исполнении республиканского бюджета вносится на рассмотрение в Совет Республики. Одобренный Советом Республики отчет представляется на подпись Президенту РБ и утверждается законом РБ.

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь