Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     Смета доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетность по ним составляются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

     Бюджетные организации не имеют права осуществлять заимствования в любой форме  и предоставлять за счет бюджетных  средств займы организациям и физическим лицам. 
 

      1.3 Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике      Беларусь 
       

      Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:

  • Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений; 
  • постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение Бюджетного кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента Республики Беларусь; 
  • нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь; 
  • нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

     Бюджетный кодекс был принят Палатой представителей 17 июня 2008 года и Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года.

     Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

  • предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
  • предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
  • доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
  • распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
  • размеры межбюджетных трансфертов;
  • нормативы бюджетной обеспеченности;
  • расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
  • расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);
  • распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
  • перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
  • объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;
  • размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;
  • лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;
  • иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством Республики Беларусь.

     Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета.

       Необходимо  отметить, что включение положений, регулирующих вопросы бюджетных отношений, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Бюджетным кодексом или Президентом Республики Беларусь.  

       При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения  бюджетного законодательства применяются  в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.

       В случае расхождения декрета или  указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы бюджетных отношений, Бюджетным кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 

       В случае расхождения акта бюджетного законодательства с актом другой отрасли права, содержащим нормы  по вопросам регулирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства.

     Если  международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены  Бюджетным Кодексом и иными законодательными актами, то применяются правила международных договоров.

     Согласно  ст. 4 БК закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года.

     Принятие  закона о республиканском бюджете  на другой период может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.

     В случае принятия закона о республиканском  бюджете на другой период решения местных Советов депутатов о бюджете могут быть приняты на такой же период.

     Финансовый  год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. 
 
 
 
 

    1. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ        БЕЛАРУСЬ
 
 

     2.1 Составление проекта  бюджета  
 

     Первым  этапом бюджетного процесса является составление бюджетного проекта. Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

     Работа  по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года. Проект бюджета  разрабатывается органами исполнительной власти.

     Вначале в течение первых трех месяцев  составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

     Работа  по составлению проекта бюджета  продолжается подготовкой министерством  финансов директивных указаний руководителям  министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные  цифры возможных ассигнований. Разработанные  проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета[10, c.68]. 

     Полномочия  министра финансов в отношении сметных  предложений министерств (ведомств) варьируются.

     При составлении проекта бюджета  ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.

     Республика  Беларусь является унитарным государством, и этому типу управления соответствует  построение бюджетной системы, которая  объединяет республиканский и местные бюджеты. В настоящее время функционирует 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.

     Составление проекта республиканского бюджета  имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления на финансирование pacходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.

     Составление проекта бюджета происходит в  несколько этапов. Первый состоит  в доведении Министерством финансов по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений общереспубликанских и других налогов и доходов.

     Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства, а после их одобрения - на рассмотрение Президента.

     Составлению проекта бюджета предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за текущий финансовый год: производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных единиц; систематизируются для учета в проекте бюджета принятые законодательные и нормативные акты об изменении налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

     На  основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет.

     Планирование  расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

     В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются ассигнования на выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение задолженности по государственному долгу прошлых лет.

     В составе республиканского и местных  бюджетов создаются резервные и  целевые бюджетные фонды. Порядок  их формирования и размеры определяются при утверждении бюджетов.

     Прогнозные  показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных  бюджетов на предстоящий год и  предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов[9, c.34].

     Если  на местах не представляется возможным  сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь