Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры аудит.doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

     Ауд.  организации и индивидуальные  аудиторы вправе устанавливать  внутрифирменные стандарты ауд.  деятель-ности, которые не могут противоречить федер. стандартам ауд. деятельности. При этом требования стандартов ауд. деятельности ауд. организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федер. стандартов ауд. деятельности и внутренних стандартов ауд. деятельности професс. ауд. объединения, членами которого они являются.

Стандарты ауд. деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подго-товки аудиторов и оценки их квалификации.

   Пост. Правит. РФ № 696 от 23.09.02 г. (с изм., внесенными  Пост. Правительства РФ от 04.07.2003 N 405) утверждены 

11 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности:

Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бух.) отчетности

Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита

Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита

Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите

Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства

Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бух.) отчетности

Правило (стандарт) N 7. Внутренний контроль качества аудита

Правило (стандарт) N 8. Оценка ауд. рисков и внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом

Правило (стандарт) N 9. Аффилированные лица

Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты

Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения  непрерывности деятельности  аудируемого  лица

Каждый  стандарт соответствует принципиальной схеме:

Наименов. раздела

Содержание раздела

1

Общие положения

- Цель и основные  разработки стандарта,

- Необходимость использования  данного стандарта

- Объект стандартизации

- Сфера применения  стандарта

- Взаимосвязь с др.стандартами  (в т.ч. междунар.)

- Преемственность с  ранее действ. норм.  докум-ми

2.

Стандарт (изложение сущности)

Формулировка проблемы, требующей описания, анализа и  решения в данном стандарте,  Методология  решения указанной проблемы

3.

Приложение

Практические приложения (при необходимости)


Стандарты определяют: общий подход к проведению аудита, масштаб ауд. проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий в которых проводится аудит.

Ауд.стандарты  формируют единые базовые требования, определяющие норматив. требования к качеству и надеж-ности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов ауд. проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий ауд. стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе ауд. стандартов формируются учебные  программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для  проведения экзаменов на право заниматься ауд. деятельностью.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они: Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки,  Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки, Создают общественный имидж профессии, Устраняют контроль со стороны государства, Помогают аудитору вести переговоры с клиентом, Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

  1. Регулирование  аудиторской  деятельности  в  России.  Роль  и  функции  Совета  по  аудиторской  деятельности  при  федеральном  органе.

Ст. 18  Закона  об  ауди.  деятельности  декларируется  существование  уполномоченного  органа  гос.  регулирова-ния  ауд.  деятельности.  Следуя  принципу  разделения  полномочий  законодательной  и  исполнительной  власти,  законодатель  в  п. 1 ст 18  детально  не  описывает  того,  что  будет  представлять  собой  данный  орган,  предостав-ляя  право  комплектовать  его  и  готовить   положение  о  нем  Правительству  РФ. 

Основными  функциями  уполномоченного  федерального  органа  являются:

  • издание  в  пределах  своей  компетенции  норматив. правовых  актов,  регулирующих  ауд.  деятельность;
  • организация  разработки  и  представление  на  утверждение  Правительству  РФ  федеральных  правил  (стандартов)  ауд. деятельности;
  • организация  в  установленном  законодательством  РФ  порядке  системы  аттестации,  обучения  и  повышения  квалификации  аудиторов  в  РФ,  лицензирование  аудит.  деятельности;
  • организация  системы  надзора  за  соблюдением  ауд. организациями  и  индивидуальными  аудиторами  лицензионных  требований  и  условий;
  • контроль  за  соблюдением  ауд.  организациями  и  индивид.  аудиторами  федеральных  правил  (стандартов)  аудит.  деятельности;
  • определение  объема  и  разработка  порядка  представления  уполномоченному  федеральному  органу  отчет-ности  ауд.  организаций  и  индивидуальных  аудиторов  и  финансовой  отчетности;
  • ведение  гос. реестров  аттестованных  аудиторов  аудит. организаций,  индивидуальных  аудиторов,  профессио-нальных ауд.  объединений и учебно-методических  центров в соотв.  с положением  о ведении реестров,  утверж-даемым  уполномоченным  федеральным органом,  а также предоставление  информации,  содержащейся  в  реест-рах.  Всем  заинтересованным  лицам;
  • аккредитация  профессиональных  аудиторских  объединений.

Для  достижения  баланса  между  гос.  регулированием  ауд.  деятельности  и  возможностью  профессионального  сообщества  аудиторов  на  рынок  этой  деятельности  законодатель  предусмотрел  наличие  совета  по  ауд.  дея-тельности  при  уполномоченном  федеральном  органе. (ст. 19) В состав  такого  совета  должны  включаться  профессиональные  участники рынка ауд.  деятельности:  представители  Федер.  органов  исполнительной  власти (ст. 19, п. 3),  других  гос. органов,  Центр. банка  РФ,  пользователей  ауд.  услуг  (ст. 19, п. 5).  Не  менее  51%  обще-го  состава  совета  должны  представлять  делегаты  аккредитованных  профессиональных  ауд. объединений. Совет  по  ауд.  деятельности  выполняет  следующие  основные  функции:

  • принимает  участие  в  подготовке  и  предварительном  рассмотрении  основных  документов  ауд. деятельности  и  проектов  решений  уполномоченного  федерального  органа;
  • разрабатывает  федер.  правила  (стандарты)  ауд. деятельности,  периодически  их  пересматривает  и  выносит  на  рассмотрение  уполномоченным  федеральным  органом;
  • рассматривает  обращения  и  ходатайства  аккредитованных  професс.  Ауд.  объединений  и  вносит  соот-ющие  рекомендации  на  рассмотрение  уполномоченного  федерального  органа.

Под  аккредитованным  профессиональным  ауд.  объединением  понимают  (ст. 20)  объединение  аудиторов,  инди-вид. аудиторов,  ауд. организаций,  созданное  в  соотв. с  законодательством  РФ  в  целях  обеспечения  условий  ауд. деятельности  своих  членов,  защиты  их  интересов,  действующее  на  некоммерческой  основе,  устанавливающее  обязательные  для  своих  членов  правила  (стандарты)  осуществления  професс.  деятельности  и  професс. этики,  ведущее  систематический  контроль  за  их  соблюдением.  Получившее  аккредитацию  в  уполномоченном   Феде-ральном  органе.

Професс.  аудит.  объединение,  удовлетворяющее  перечисленным  требованиям,  членами  которого  являются  не  менее  1000  аттестованных  аудиторов  или  не  менее  100  ауд.  организаций,  вправе  подать  в  уполномоченный  федеральный  орган  заявление  о  своей  аккредитации. 

Под  аккредитацией  в  уполномоченном  федеральном  органе  понимаются  официальное  признание  и  регистра-ция  этим  органом  профессиональных  объединений. Любая  ауд. организация  и  любой  индивидуальный  аудитор  могут  стать  членами  по  крайне  мере  одного  аккредитованного  професс.  ауд.  объединения.

Аккредитованные  професс.  ауд. объединения  имеют  право:

  • участвовать  в  аттестации  на  право  осуществления  ауд.  деятельности,  проводимой  уполномоченным  федеральным  органом;
  • в  соотв.  с  квалифицированными  требованиями  уполномоченного  федер. органа  разрабатывать  учебные  программы  и  планы,  осуществлять  професс. подготовку  аудиторов;
  • самостоятельно  или  по  поручению  уполномоченного  федер. органа  проводить  проверки  качества  работы  ауд. организаций  или  индивидуальных  аудиторов,  являющихся  их  членами;
  • по  итогам  проведенных  проверок  применять  меры  воздействия  к  виновным  лицам  и  обращаться  в  упол-номоченный  федер.  орган  с  мотивированным  ходатайством  о  наложении  взыскания  на  таких  лиц;
  • ходатайствовать  перед  уполномоченным   федеральным  органом  о  выдаче  претендентам  квалифицирован-ных  аттестатов  аудитора,  о  приостановлении  действия  и  аннулировании  квалиф.  аттестата,  лицензии  в  отно-шении  своих  членов;
  • защищать  професс.  интересы аудиторов в органах гос.  власти  РФ  и субъектов РФ.  Судах и правоохрани-тельных органах.

Институт  аккредитованных  професс.  ауд. объединений  призван  выполнить  задачу  слияния  и  укрупнения  разрозненных  профессиональных  объединений,  способствовать  тому,  чтобы  такие  объединения  могли  реально  претендовать  на  выражение  мнения  ауд.  професс. сообщества.

 

  1. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

В законе об ауд. деят-ти в РФ отмечается, что аттестация на право осуществления ауд. деят-ти – это проверка квалифи-кации физ. лиц, желающих заниматься ауд. деят-тью. Аттестация осуществляется  в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалиф. экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалиф. аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия. Обязательными требованиями к претендентам на получение  квалиф. аттестата аудитора являются:  -высшее экономич. (или) юридич. образование, полученное в российских образоват. учреждениях, имеющих гос. аккре-дитацию;    -наличие стажа работы по экономич.или юридич. специальности не менее трех лет.

Порядок проведения аттестации на право осуществления ауд. деят-ти, перечень документов, подаваемых вместе с заяв-лением о допуске к аттестации, программы квалиф. экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федер. органом. Каждый аудитор, имеющий квалиф. аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, след. за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномо-ченным  федер.органом. Обучение по программам повыш. квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образоват. деятельности. Квалиф. экзамены на право заниматься ауд. деят-тью проводятся в учебно-методических центрах. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физ. лиц, желающих заниматься ауд. деят-тью, в форме квалиф. экзамена на получение квалиф. аттестата, по итогам которого выдаются квалиф. аттестаты аудиторов в области: -общего аудита; -аудита бирж, внебюдж. фондов и инвестиционных институтов;  -аудита страх. ор-заций;  -аудита кредитных орг-заций и банковского аудита.

Претенденты на получение  квалиф. аттестата аудитора представляют в МФ РФ  через учебно-метод. центры след-щие документы: А) заявление;  Б) заверенную в установл. порядке копию диплома о высшем эконом. или юрид. образовании; В) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;  Г) свид-во Мин.образования РФ о признании эквива-лентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экон. или юрид.образования, полученного в иностр. образоват. учреждении);  Д) копию платеж. документа о внесении платы за проведение аттестации;  Е) копию свид-ва о постановке на учет в налоговом органе физ. лица по месту жительства на территории  РФ.

Квалиф. экзамены проводятся  в течение трех дней и состоят  из тестирования и выполнения письменно-устной работы по зкзаменационным билетам. МинФин РФ один раз в три года подтверждает повышение квал-ции  аудитора. На оборот-ной стороне бланка квалиф. аттестата производится соотв.отметка о прохождении повыш. квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалиф. аттестата аудитора более 4  лет квалиф. аттестат аудитора аннулиру-ется. Квалиф.аттестат также аннулируется в случаях, если: - установлен факт получения квалиф.аттестата аудитора с ис-пользованием подложных документов; - вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься ауд. деят-тью в течение определенного срока; - установлен факт несоблюдения требований по неразгашению ауд.тайны; - установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федер.правилами ауд. деят-ти; - установлен факт подписания аудитором ауд. заключения без проведения аудиторской проверки; - установлен факт, что в течение 2-х календарных лет подряд аудитор не осуществлял ауд. деятельность. Решение об аннулировании квалиф. аттестата аудитора принимается уполномоченным федер.органом. В законе об ауд. деятельности отмечается, что ауд. орг-зация осуществляет свою деят-ть по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном ФЗ «Об ауд. деят-ти». Лицензирование ауд. деят-ти, в т.ч. порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соотв. с Законодат-вом РФ о лицензировании отдельных видов деят-ти и пост. Правительства РФ «О лицензировании ауд. деят-ти», кот. вступило в силу 4 апреля 2002г.

Лицензирование ауд. деят-ти осуществляет  Минфин РФ – лицензирующий орган. Лицензия на осуществление ауд. деят-ти  выдается сроком на 5 лет, кот. по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное кол-во раз.

Требования и условия  при получении лицензии: 1. наличие  у аудиторов ауд. орг-зации квалиф. аттестатов аудитора; 2.наличие в штате ауд. орг-зации  не менее 5 аудиторов, имеющих квалиф. аттестаты аудитора; 3. осуществление пред-принимательской деят-ти только в виде  проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соотв. с правовы-ми актами РФ, в т.ч. федер. правилами ауд. деят-ти; 4. соблюдение правил внутр. контроля качества проводимых лицен-зиатами ауд. проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с представле-нием в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соотв. с законод-вом РФ; 5. обеспечение сохранности сведений, составляющих ауд. тайну, кроме случаев, предусмотренных законод-вом РФ; 6. уча-стие в обязательном аудите кредитных орг-заций и банковских групп не менее аудиторов, имеющих квалиф. аттестаты аудитора на право проведения кредитных организаций; 7. наличие у ауд. орг-зации при проведении обязательного банко-вского аудита  стажа ауд. деят-ти не менее 2-х лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"