Ценовая политика и система внутреннего контроля на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Данная работа состоит из четырех глав: трех теоретических и расчетной части, в которой отражены данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………...5
1.1. Факторы, влияющие на цену продукции…………………………………...5
1.2. Методы ценообразования…………………………………………………...7
1.3. Трансфертная цена…………………………………………………………11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕГМЕНТОВ БИЗНЕСА…………………...13
2.1. Сегменты бизнеса…………………………………………………………..13
2.2. Показатели деятельности сегментов бизнеса…………………………….15
2.3. Отчетность по сегментам…………………………………………………..20
3. УЧЕТ ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………23
3.1. Учет отгрузки продукции………………………………………………….23
3.2. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг…………………………………………………………………………………24
3.3. Учет продажи продукции………………………………………………….26
3.4. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке……………………………………………….28
4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

К финансовым критериям оценки деятельности центров  ответственности относят четыре показателя финансового характера:

     − прибыль (разность между  полученной выручкой за проданную  продукцию (работы, услуги) и понесенными  в связи с этим расходами);

     − рентабельность активов (отражает  эффективность использования средств,  инвестированных в активы подразделения);

     − остаточная прибыль (прибыль,  зарабатываемая подразделением  сверх минимально необходимой  нормы прибыли, устанавливаемой  администрацией компании);

     − экономическая добавленная  стоимость или управляемая прибыль  (прибыли за вычетом стоимости  всех обязательств компании).

Для контроля деятельности центров может использоваться лишь первый показатель. Три следующих (рентабельность активов, остаточная прибыль  и экономическая добавленная  стоимость) полезны для анализа  результатов работы центров инвестиций. Расчет этих показателей предполагает наличие информации о стоимости  активов, принадлежащих сегменту, и  о размере его обязательств.

Деятельность  подразделений зависит от аспектов не только финансового, но и не финансового  характера – изобретательства, производительности, качества изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровня удовлетворенности  покупателей и заказчиков обслуживанием. Эти факторы также нуждаются  в понимании, совершенствовании и оценке [10, c. 312].

В составе  первичной информации по отчетному  сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту: 
     а) общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

     б) финансовый результат (прибыль  или убыток);

     в) общая балансовая величина  активов;

     г) общая величина обязательств;

     д) общая величина капитальных  вложений в основные средства  и нематериальные активы;

     е) общая величина амортизационных  отчислений по основным средствам  и нематериальным активам;

     ж) совокупная доля в чистой  прибыли (убытке) зависимых и дочерних  обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений  в эти зависимые общества и  совместную деятельность.

По вторичному сегменту раскрываются следующие показатели деятельности:

     а) выручка от продажи внешним  покупателям;

     б) балансовая величина активов;

     в) величина капитальных вложений  в основные средства и нематериальные  активы [24].

Далее представлены некоторые показатели деятельности по сегментам Группы «Татнефть» (табл. 2.1, 2.2, 2.3.) [27].

 

Таблица 2.1.

 Выручка  от реализации и прочей операционной  деятельности по сегментам, млн.  руб.

 

№ сег-та

НАИМЕНОВАНИЕ СЕГМЕНТА

за 3 мес., закон-ся 31.03.2009 г.

за 3 мес., закон-ся 31.03.2008 г.

1

Разведка и добыча нефти

   
 

Собственная нефть, реализация на внутреннем рынке

10611

13100

 

Собственная нефть, реализация в СНГ

4080

3203

 

Собственная нефть, реализация в странах дальнего зарубежья

37865

59447

 

Прочее

1172

716

 

Межсегментная реализация

1118

4222

 

ИТОГО: выручка  от разведки и добычи нефти

54846

80688

2

Переработка и реализация нефти  и нефтепродуктов

   
 

Покупная  нефть

673

4644

 

Покупные  нефтепродукты

9580

9902

 

    Итого  реализация на внутреннем рынке

10253

14546

 

Покупная  нефть

-

-

 

Покупные  нефтепродукты

176

178

 

    Итого  реализация в СНГ

176  

178

 

Покупная  нефть

1077

7301

 

Покупные  нефтепродукты

899

1770

 

    Итого  реализация в страны дальнего  зарубежья

1976

9071

 

Прочее

972

560

 

Межсегментная реализация

389

554

 

ИТОГО: выручка  от переработки и реализации нефти  и нефтепродуктов

13766

24909

3

Выручка от реализация  по сегментам  и прочей операционной деятельности

73082

110806

 

Корпоративная и прочая реализация

2207

3324

 

Исключение  межсегментных продаж

(1749)

(5078)

 

ИТОГО: выручка  от реализации и прочей операционной деятельности

73540

109052


 

Из таблицы  видно, что выручка от разведки и  добычи нефти в 2009 году, по сравнению  с 2008 годом, сократилась на 25842 млн. руб., причем сократилась реализация на внутреннем рынке на 2489 млн. руб. и в странах  дальнего зарубежья на 21582 млн. руб., но при этом выручка от реализации в СНГ увеличилась на 877 млн. руб. Общая выручка от переработки  и реализации нефти и нефтепродуктов сократилась на 11143 млн. руб. Наблюдается  сокращение выручки от всем трем видам  реализации, в зависимости от выбранного рынка на 4293 млн. руб., на   2 млн. руб. и на 7095 млн. руб. соответственно. Выручка от реализации и прочей операционной деятельности в 2009 году также сократилась  на 35512 млн. руб.

 

 

Таблица 2.2.

Прибыль по сегментам, млн. руб.

Прибыль по сегментам

за 3 мес., закон-ся 31.03.2009 г.

за 3 мес., закон-ся 31.03.2008 г.

Прибыль (убыток) по сегментам

   

      Разведка и добыча  нефти

11857

11150

 Переработка и реализация  нефти и нефтепродуктов

1487

7552

      Нефтехимия

(309)

569

Итого прибыль по сегментам

13035

19271

Корпоративные и прочие

290

(8824)

Прочий (расход)/доход

(1260)

(1032)

Прибыль до налога на прибыль и  доли меньшинства

12065

9415


 

Общая прибыль  во сегментам в 2009 году сократилась  по сравнению с 2008 годом на 6236 млн. руб., в том числе: по переработке  и реализации нефти и нефтепродуктам на 6065 млн. руб., по нефтехимии  на 260 млн. руб. Увеличение прибыли наблюдалось  только по разведке и добычи нефти  на 707 млн. руб.

Таблица 2.3.

Активы сегментов, млн. руб.

Активы

На 31.03.2009 г.

На 31.12.2008 г.

Разведка и добыча нефти

229424

218509

Переработка и реализация нефти  и нефтепродуктов

85174

72720

Нефтехимия

21403

18768

Корпоративные и прочие

87950

82983

ИТОГО активы

423951

392980


 

Общая сумма  активов 31 марта 2009 года увеличилась  по сравнению с 31 декабря 2008 годом  на 30971 млн. руб., в том числе по разведке и добыче нефти на 10915 млн. руб., по переработке и реализации нефти и нефтепродуктам на 12454 млн. руб., по нефтехимии на 2635 млн. руб., по корпоративным  и прочим активам на 4967 млн. руб.

При анализе  сегментов особенно полезным является сравнительный анализ показателей  выручки, расходов, финансовых результатов, рентабельности продаж и активов. Последовательное сопоставление аналогичных показателей  позволяет увидеть риски отдельным  сегментов и оценить причины  различий [27].

 

 

  • Отчетность по сегментам

 

В Положении  по бухгалтерскому учету и отчетности РФ (РПБУ) раскрытие информации по сегментам  определяется ПБУ 12/2000 «Информация  по сегментам», которое было разработано  в соответствии с МСФО (IAS) 14 «Отчетность  сегментов».

Компании Группы ОАО «Татнефть» ведут учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с ПБУ  и отчетности в РФ («РПБУ») (табл. 2.4.). Бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках дается в  приложении 1, 2. [27]

Таблица 2.4.

Финансовая отчетность Группы ОАО  «Татнефть» за 2007-2008 год

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

Ед.изм.

2007

2008

Основные показатели

     

Выручка

млн руб.

197 471

218 962

Чистая прибыль

млн руб.

         43 812

34 304

Рентабельность по чистой прибыли

%

22,2%

15,7%

Сокращенный баланс

     

         I. Внеоборотные активы

млн руб.

105 019

115 938

        II. Оборотные активы

млн руб.

128 847

126 347

Всего активов

млн руб.

233 866

242 286

       III. Капитал и резервы

млн руб.

203 585

224 155

       IV. Долгосрочные обязательства

млн руб.

4 749

5 445

        V. Краткосрочные обязательства

млн руб.

25 532

12 686

Всего пассивов

млн руб.

233 866

242 286

Стоимость чистых активов

млн руб.

203 605

224 172

Коэффициент текущей ликвидности

коэфф.

4,9

8,8


 

Данная таблица позволяет проанализировать основные показатели деятельности: в 2008 году выручка увеличилась на 21491 млн.руб., однако при этом сократилась  чистая прибыль и рентабельность по чистой прибыли на 9508 млн. руб. и 6,5% соответственно. Наблюдается увеличение активов и пассивов баланса на 8420 млн. руб., по сравнению с 2007 годом. Стоимость чистых активов также  возросла на 20567 млн. руб. При этом увеличился коэффициент текущей ликвидности на 3,9% [27].

ПБУ 12/2000 предназначено для применения коммерческими организациями, как  в индивидуальной, так и в сводной  отчетности, которые осуществляют: различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.; свою деятельность в различных географических регионах.

Положение применяется организацией при составлении  сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также  если на нее учредительными документами  объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление  сводной бухгалтерской отчетности.

Операционный  или географический сегмент считается  отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи  внешним покупателям [1].

Для выделения  информации об организации в отдельные  сегмент согласно ПБУ 12/2000 должно выполнятся одно из следующих условий:

     − выручка от продажи внешним  покупателям и от операций  с другими сегментами данной  организации составляет не менее  10 процентов общей суммы выручки  всех сегментов;

     − финансовый результат деятельности  данного сегмента (прибыль или  убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли  или суммарного убытка всех  сегментов;

     − активы данного сегмента  составляют не менее 10 процентов  суммарных активов всех сегментов.

Ещё один количественный критерий – выделенные сегменты должны составлять не менее 75% выручки организации (форма №2). Если на выделенные сегменты приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют они указанным условиям или нет [3].

В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет  количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться  как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало  необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.

Информация о работе Ценовая политика и система внутреннего контроля на предприятии