Ценовая политика и система внутреннего контроля на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Данная работа состоит из четырех глав: трех теоретических и расчетной части, в которой отражены данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………...5
1.1. Факторы, влияющие на цену продукции…………………………………...5
1.2. Методы ценообразования…………………………………………………...7
1.3. Трансфертная цена…………………………………………………………11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕГМЕНТОВ БИЗНЕСА…………………...13
2.1. Сегменты бизнеса…………………………………………………………..13
2.2. Показатели деятельности сегментов бизнеса…………………………….15
2.3. Отчетность по сегментам…………………………………………………..20
3. УЧЕТ ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………23
3.1. Учет отгрузки продукции………………………………………………….23
3.2. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг…………………………………………………………………………………24
3.3. Учет продажи продукции………………………………………………….26
3.4. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке……………………………………………….28
4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

     5) Метод определения цены продажи  на основе анализа минимальных  пределов убытков и прибылей.

Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма  нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные, и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Способ определения цены на основе анализа  пределов помогает дать лишь определенный ориентир ее расчетного уровня.

     6) Метод определения цены продажи  на основе анализа максимального  пика убытков и прибылей.

Этот  метод позволяет определить объем  производства и продаж, соответствующий  тому случаю, когда общая сумма  прибылей и общая сумма затрат равны между собой. Данный способ применяется, когда целью фирмы  является выявление цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.

При использовании  этого способа фирма ориентируется  на продажи одного и того же товара по различным ценам с тем, чтобы  на практике проверить, сколько же в реальности удастся продать.

     7) Определение цены с ориентацией  на конкуренцию.

В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа  и сравнения возможностей товаров  данной фирмы в сравнении с  фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение  сложившихся на рынке цен. Метод  заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения  данной фирмы на рынке. Здесь применяют  следующие методы:

     − метод определения цены посредством  ориентации на рыночные цены (каждый  продавец, продающий данный товар  на рынке, устанавливает цены, исходя из ценообразования и  уровня цен, сложившихся здесь,  не нарушая при этом традиций  рынка);

     − метод формирования цены  за счет следования за ценами  фирмы-лидера на рынке (когда  фирма конкретизирует свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей наибольшей рыночной  долей);

     − метод определения цены на  основе цен, принятых на данном  рынке (применяются цены, которые  сохраняются на стабильном уровне  в отношении определенных товаров  в течение длительного времени  на конкретном рыночном пространстве);

     − метод определения престижных  цен (для некоторых товаров  с самого начала выхода на  рынок использовать политику  высоких цен и поддержания  имиджа сверхвысокого класса).

В нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности  и увеличивающейся конкуренции  на рынке, для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает  выбор эффективного метода ценообразования [23].

  • Трансфертная цена

 

 

Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц, между  которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что  внутри любой организации имеет  место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой.

Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его  участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой, где одно из определяющих мест занимает трансфертная цена.

Система трансфертного ценообразования  используется только на предприятиях с высокой степень организации  внутренней информационной структуры. Проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс  установления трансфертной цены, которая  всегда привязана к конкретному  товару (услуге) и субъекту, который  этот товар (услугу) продает или покупает. Трансфертное ценообразование как  система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена) [20].

Существуют  основные цели трансфертного ценообразования:

     − система трансфертного ценообразования  должна мотивировать менеджеров  подразделений к принятию эффективных  решений и предоставлять информацию  для их обоснованности;

     − решения о величине трансфертных  цен должны отражаться на прибыльности  подразделений и представлять  собой обоснованный критерий  измерения деятельности подразделения,  поскольку при передаче товаров  или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого;

     − система трансфертного  ценообразования не должна нарушать  автономию подразделений. 

Управление  фирмой эффективно только тогда, когда  между центрами ответственности  существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения  между руководителями и подразделениями, между самими подразделениями, между  подразделениями и общими службами.

Установление  трансфертной цены помогает решить ряд  задач:

     − регулировать спрос и предложение  на услуги подразделений, регулировать  количество ресурсов, необходимых  для предоставления этих услуг; 

     − создать механизм для повышения  эффективности работы подразделений  и, как следствие, для роста  прибыльности компании в целом; 

     − рассчитать эффективность работы  подразделения или вида бизнеса  для принятия решения о его  дальнейшем развитии, реструктуризации;

     − создать инструмент мотивации руководителей подразделений.

Система трансфертного ценообразования  необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, работающим в  добывающих отраслях.

Механизм  трансфертного ценообразования  в нефтегазодобывающей отрасли  предполагает, что покупка нефти  у дочерних нефтедобывающих предприятий  происходит по трансфертной цене, при  этом часть нефти (30-40%) реализуется  на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях.

Трансфертная  цена, как правило, устанавливается  исходя из целей минимизации налогообложения  на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. В результате, цена нефти, с которой  начисляются налоги оказывается  ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится  корень конфликтов, связанных с несоответствием  «рыночной» цены на нефть и трансфертной [26].

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕГМЕНТОВ БИЗНЕСА

 

  • Сегменты бизнеса

 

 

Сегмент – это часть деятельности организации  в определенных условиях.

Такими частями (сегментами) могут быть производство и продажа разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров  одного вида в разных регионах и  т.д.

В соответствии с ПБУ 12/2000 различают операционные и географические сегменты.

Операционный  сегмент – часть деятельности организации по производству определенного  товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая  подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

При выделении  операционных сегментов несколько  видов товаров, работ, услуг могут  быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или  большинству из следующих факторов:

     − назначению товаров, работ,  услуг;

     − процессу производства товаров,  выполнения работ;

     − оказанию услуг;

     − потребителям (покупателям) товаров,  работ, услуг;

     − методам продажи товаров  и распространения работ, услуг;

     − системам управления деятельностью  организации (если применимо).

Географический  сегмент – часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в  определенном географическом регионе  деятельности организации, которая  подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих  место в других географических регионах деятельности организации.

При выделении  географических сегментов следует  исходить из: 
     − сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

     − наличия устойчивых связей  в деятельности, осуществляемой  в различных географических регионах;

     − сходства деятельности;

     − рисков, присущих деятельности  организации в определенном географическом  регионе;

     − общности правил валютного  контроля;

     − валютного риска, связанного  с деятельностью организации  в определенном географическом  регионе.

Перечень  сегментов, по которым организуется бухгалтерский учет, устанавливается  организацией самостоятельно в учетной  политике. [9, c.241]

Например, финансово-хозяйственная деятельность Группы компании «Татнефть» в основном проводится через три производственных сегмента:

     1) Сегмент разведки и добычи  нефти, который включает разведку, разработку, добычу и реализацию  собственной сырой нефти. Межсегментная  реализация представляет собой  реализацию прочих товаров и  услуг другим сегментам. 

     2) Сегмент переработки и реализации  нефти и нефтепродуктов включает  закупки и реализацию нефти  и нефтепродуктов у внешних  поставщиков, а также нефтепереработку  и реализацию нефти и нефтепродуктов  через розничную сеть.

     3) Сегмент реализация нефтехимической  продукции включает реализацию  нефтехимического сырья и готовой  продукции, которая используется  для производства автомобильных  шин. 

Оценка  Группой результатов деятельности своих производственных сегментов, включаемых в отчетность, и распределение  ресурсов осуществляется на основании  данных о прибылях и убытках до вычета налогов на прибыль и доли меньшинства и без учета доходов  и расходов по процентам, доходов от финансовых вложений, учитываемых по методу долевого участия, прочих доходов и прибыли от изменения покупательной способности рубля.

Операции  по реализации между сегментами осуществляются по ценам, приближенным к рыночным [8, c.284].

На конец 31 марта 2009 года, Группа имела четырех  основных покупателей, реализация сырой  нефти которым была отражена в  сумме 38 223 млн. рублей, что представляет собой 22%, 21%, 14% и 10% от всего объема сырой  нефти, реализованной Группой в  течение трех месяцев 2009 г.

Выделение этих сегментов обусловлено тем, по каким направлениям Группа оценивает  показатели эффективности и принимает  инвестиционные и стратегические решения [27].

 

  • Показатели деятельности сегментов бизнеса
  •  

    Объектами исследования бухгалтерского финансового  учета является предприятие в  целом как самостоятельное юридическое  лицо. Для оценки эффективности функционирования предприятия по данным внешней финансовой отчетности рассчитываются не только показатели платежеспособности и ликвидности  предприятия, но и показатели, используемые для анализа структуры капитала, а также коэффициенты оборачиваемости  оборотных средств.

    В целях  анализа доходности предприятия  в системе финансового учета  наряду с абсолютными показателями (балансовой, чистой, нераспределенной прибыли) используют ряд показателей  рентабельности. При этом в финансовом анализе под рентабельностью  обычно понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к  объему капитала, инвестированного в предприятие [18, c. 125].

    В зависимости  от направлений вложений средств, формы  привлечения капитала, а также  целей расчета в финансовом анализе  используются различные показатели рентабельности, которые рассчитываются на базе информации, содержащейся в  бухгалтерском балансе и форме  № 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия.

    В системе  бухгалтерского управленческого учета  применяются иные подходы к оценке эффективности бизнеса. Объектом учета  здесь являются отдельные сегменты организации – центры ответственности.

    Качество  работы центра ответственности в  системе управленческого контроля оценивается двумя показателями: результативностью и эффективностью.

    Критерии  оценки деятельности должны пересматриваться с течением времени по мере изменения  стратегии компании.

    Критерии, используемые в оценке деятельности подразделений, могут быть разделены  на две большие группы: финансовые и нефинансовые показатели. Определение  оптимального соотношения финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности является одной из основных задач, стоящих перед администрацией любого предприятия [12, c.209].

    Информация о работе Ценовая политика и система внутреннего контроля на предприятии