Цель и основные принципы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Вложенные файлы: 1 файл

Цель и основные принципы аудита.docx

— 343.87 Кб (Скачать файл)

Договор оказания аудиторских  услуг

5. С точки зрения интересов  аудитора и аудируемого лица  целесообразно заблаговременное  подписание с предполагаемым  аудируемым лицом договора оказания  аудиторских услуг.

6. Форма и содержание договоров  оказания аудиторских услуг (писем  о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ответственность руководства аудируемого  лица за подготовку и представление  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности;

аудиторское заключение и любые  иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи  с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими  свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими  системам бухгалтерского учета и  внутреннего контроля аудируемого  лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе  существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой  в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок  признания услуги оказанной и  порядок расчетов.

7. В договоре оказания аудиторских  услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого  лица в ходе планирования аудита;

право аудитора получить от руководства  аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи  с аудитом;

обязательство руководства аудируемого  лица содействовать в направлении  запросов кредитным организациям и  контрагентам аудируемого лица с  целью получения информации, необходимой  для проведения аудита;

обязательство руководства аудируемого  лица обеспечить присутствие сотрудников  аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

8. При необходимости в договоре  оказания аудиторских услуг (письме  о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

договоренность о привлечении  к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

договоренность о привлечении  к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого  лица;

договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

любые ограничения ответственности  аудитора в соответствии с законодательством  Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности;

информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором  и аудируемым лицом.

9. Если аудитор головной организации  является также аудитором дочерних  организаций, то на решение  аудитора о том, заключать ли  отдельный договор оказания аудиторских  услуг с указанными дочерними  организациями (направлять ли  отдельное письмо о проведении аудита), влияют следующие факторы:

порядок назначения аудитора дочерних организаций;

необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;

требования законодательства Российской Федерации;

объем работы, выполненной другими  аудиторами;

доля собственности головной организации;

степень независимости руководства  дочерней организации от головной организации.

Повторяющийся аудит

10. В случае повторяющихся на  протяжении ряда лет аудиторских  проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть  условия аудиторского задания  или напомнить аудируемому лицу  о существующих условиях задания.

11. Аудитор может принять решение  не составлять каждый раз новое  письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

любые пересмотренные или особые условия  аудиторского задания;

кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или  в структуре аудируемого лица;

изменения в структуре собственности  аудируемого лица;

значительные изменения характера  или масштабов деятельности аудируемого  лица;

требования законодательства Российской Федерации.

Изменение аудиторского задания

12. В случае если аудируемое  лицо до завершения выполнения  аудиторского задания обратится  к аудитору с просьбой изменить  его условия на условия, предусматривающие  более низкий уровень уверенности  в достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности, чем разумная уверенность,  аудитор должен рассмотреть целесообразность  такого изменения.

13. Просьба аудируемого лица  к аудитору об изменении аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита.

14. Изменение обстоятельств, влияющих  на требования аудируемого лица, или неправильное понимание характера  услуги, запрашиваемой изначально, обычно рассматривается как обоснованная  причина просьбы об изменении  задания. Изменение аудиторского  задания не может рассматриваться  как обоснованное, если оно вызвано  неточной или неполной информацией.

15. Прежде чем согласиться на  изменение условий аудиторского  задания, которое может привести  к замене аудита сопутствующими  аудиту услугами, аудитор должен  рассмотреть возможные правовые  последствия таких изменений.

16. Если аудитор придет к заключению  о том, что изменение условий  аудиторского задания обоснованно,  а также если работа аудитора  соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, которые могут быть применены  к измененному заданию, то отчет  или заключение должны соответствовать  пересмотренным условиям задания.  Во избежание введения в заблуждение  пользователя в отчет или заключение  не должны включаться ссылки  на:

первоначальное задание;

любые процедуры, которые могли  быть выполнены в соответствии с  первоначальным заданием, за исключением  случаев, если задание меняется на задание  о согласованных процедурах и, следовательно, ссылка на проведенные процедуры  составляет один из элементов соответствующего отчета.

17. В случае изменения условий  задания аудитору и хозяйствующему  субъекту, ранее являвшемуся аудируемым  лицом, необходимо согласовать  новые условия.

18. Аудитор не должен соглашаться  на изменение условий задания  при отсутствии разумного обоснования.  Например, аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания в случае, если он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.

19. Если аудитор не может согласиться  на изменение аудиторского задания  на иное задание и аудируемое  лицо возражает против продолжения  работы в соответствии с первоначальным  заданием, то аудитор должен отказаться  от выполнения задания или  рассмотреть вопрос о необходимости  сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам).

Правило (стандарт) N 13. Обязанности  аудитора по рассмотрению ошибок и  недобросовестных действий в ходе аудита

Утвержден 
постановлением Правительства 
Российской Федерации 
от 23.09.2002 №696

Введение

1. Настоящее федеральное правило  (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает  единые требования к аудиторской  организации и индивидуальному  аудитору (далее именуются - аудитор)  по рассмотрению ошибок и недобросовестных  действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. При планировании, выполнении  и оценке результатов аудиторских  процедур, а также при подготовке  аудиторского заключения аудитор  должен рассмотреть риск существенных  искажений финансовой (бухгалтерской)  отчетности, возникающих в результате  недобросовестных действий или  ошибок.

Ошибки и недобросовестные действия

3. Искажение финансовой (бухгалтерской)  отчетности может явиться следствием  ошибок и недобросовестных действий.

Ошибка - непреднамеренное искажение  в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие  какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

ошибочные действия, допущенные при  сборе и обработке данных, на основании  которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;

неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного  учета или неверной интерпретации  фактов;

ошибки в применении принципов  учета, относящихся к точному  измерению, классификации, представлению  или раскрытию.

4. Для целей настоящего федерального  правила (стандарта) аудиторской  деятельности под недобросовестными  действиями понимаются преднамеренные  действия, совершенные одним или  несколькими лицами из числа  представителей собственника, руководства  и сотрудников аудируемого лица  или третьих лиц с помощью  незаконных действий (бездействия)  для извлечения незаконных выгод.  В настоящем федеральном правиле  (стандарте) аудиторской деятельности  рассматриваются только недобросовестные  действия, являющиеся причиной существенных  искажений финансовой (бухгалтерской)  отчетности.

Недобросовестные действия, совершенные  представителями руководства аудируемого  лица или представителями собственника, далее именуются недобросовестными  действиями руководства, а недобросовестные действия, совершенные сотрудниками аудируемого лица, - недобросовестными  действиями сотрудников. В обоих  случаях в недобросовестных действиях  могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

5. Различают два типа преднамеренных  искажений, возникающих в результате  недобросовестных действий, рассматриваемых  в ходе аудита:

искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

искажения, возникающие в результате присвоения активов.

6. Недобросовестное составление  финансовой (бухгалтерской) отчетности  подразумевает искажения или  неотражение числовых показателей  либо нераскрытие информации  в финансовой (бухгалтерской) отчетности  с целью введения в заблуждение  пользователей финансовой (бухгалтерской)  отчетности. Недобросовестным составлением  финансовой (бухгалтерской) отчетности  считаются следующие действия:

фальсификация, изменение учетных  записей и документов, на основании  которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность;

преднамеренное неверное отражение  событий, хозяйственных операций или  другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

7. Присвоение активов может быть  осуществлено различными способами,  в том числе путем присвоения  денежных средств, материальных  или нематериальных активов, инициирования  оплаты аудируемым лицом несуществующих  товаров или услуг. Как правило,  такие действия сопровождаются  вводящими в заблуждение бухгалтерскими  записями или документами для  сокрытия недостачи активов.

8. Недобросовестные действия подразумевают  наличие мотивирующих факторов  и осознаваемых возможностей  для их совершения. Недобросовестное  составление финансовой (бухгалтерской)  отчетности возможно в тех  случаях, когда руководство аудируемого  лица под воздействием внешних  или внутренних факторов желает  достичь необъективных результатов  деятельности. Осознаваемая возможность  недобросовестного составления  финансовой (бухгалтерской) отчетности  или незаконного присвоения активов  существует в том случае, когда  какое-либо лицо считает, что  может обойти систему внутреннего  контроля (например, если данное  лицо занимает ответственное  положение или знает конкретные  недочеты в системе внутреннего  контроля).

9. Ошибка отличается от недобросовестного  действия отсутствием умысла, лежащим  в основе действия, приведшего  к искажению финансовой (бухгалтерской)  отчетности. В отличие от ошибки  недобросовестные действия носят  преднамеренный характер и, как  правило, подразумевают целенаправленное  сокрытие фактов. В то время  как аудитор может определить  потенциальную возможность совершения  недобросовестных действий, для  него сложно, а то и невозможно  установить умысел, особенно в  части субъективного суждения  руководства аудируемого лица.

Информация о работе Цель и основные принципы аудита