Цель и основные принципы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Вложенные файлы: 1 файл

Цель и основные принципы аудита.docx

— 343.87 Кб (Скачать файл)

существование - наличие  по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного  в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

возникновение - относящиеся  к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых  статей учета;

стоимостная оценка - отражение  в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

точное измерение - точность отражения суммы хозяйственной  операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения  в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

14. Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая  во внимание каждую предпосылку  подготовки финансовой (бухгалтерской)  отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке,  например, в отношении существования  товарно-материальных запасов, не  могут компенсировать отсутствие  аудиторских доказательств относительно  другой предпосылки, например, стоимостной  оценки. Характер, временные рамки  и объем процедур проверки  по существу зависят от проверяемой  предпосылки. В ходе тестов  аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной  предпосылке, например, при проверке  погашения дебиторской задолженности  он может выявить аудиторские  доказательства как относительно  ее существования, так и относительно  ее величины (стоимостной оценки).

15. Надежность аудиторских  доказательств зависит от их  источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или  устной). При оценке надежности  аудиторских доказательств, зависящей  от конкретной ситуации, исходят  из следующего:

аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем  доказательства, полученные из внутренних источников;

аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля являются эффективными;

аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем  заявления, представленные в устной форме.

16. Аудиторские доказательства  более убедительны, если они  получены из различных источников, обладают различным содержанием  и при этом не противоречат  друг другу. В подобных случаях  аудитор может обеспечить более  высокую степень уверенности  по сравнению с той, которая  была бы получена в результате  рассмотрения аудиторских доказательств  по отдельности. И, напротив, если  аудиторские доказательства, полученные  из одного источника, не соответствуют  доказательствам, полученным из  другого, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры  необходимо провести для выяснения  причин такого несоответствия.

17. Аудитор должен сопоставлять  расходы, связанные с получением  аудиторских доказательств, и  полезность получаемой при этом  информации. Однако сложность работы  и расходы не являются достаточным  основанием для отказа от выполнения  необходимой процедуры.

18. При наличии серьезных  сомнений относительно достоверности  отражения хозяйственных операций  в финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудитор должен попытаться получить  достаточные надлежащие аудиторские  доказательства для устранения  такого сомнения. В случае невозможности  получения достаточных надлежащих  аудиторских доказательств аудитор  должен выразить свое мнение  с соответствующей оговоркой  или отказаться от выражения  мнения.

Процедуры получения аудиторских  доказательств

19. Аудитор получает  аудиторские доказательства путем  выполнения следующих процедур  проверки по существу: инспектирование,  наблюдение, запрос, подтверждение,  пересчет (проверка арифметических  расчетов аудируемого лица) и  аналитические процедуры. Длительность  выполнения указанных процедур  зависит, в частности, от срока,  отведенного на получение аудиторских  доказательств.

20. Инспектирование представляет  собой проверку записей, документов  или материальных активов. В  ходе инспектирования записей  и документов аудитор получает  аудиторские доказательства различной  степени надежности в зависимости  от их характера и источника,  а также от эффективности средств  внутреннего контроля за процессом их обработки.

Документальные аудиторские  доказательства, характеризующиеся  различными степенями надежности, включают в себя:

документальные аудиторские  доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя  информация);

документальные аудиторские  доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого  лица (внешняя и внутренняя информация);

документальные аудиторские  доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

В результате инспектирования  материальных активов аудируемого  лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки (абзац в редакции, введенной в действие с 27 октября 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 532, - см. предыдущую редакцию).

21. Наблюдение представляет  собой отслеживание аудитором  процесса или процедуры, выполняемой  другими лицами (например, наблюдение  аудитора за пересчетом материальных  запасов, осуществляемым сотрудниками  аудируемого лица, или отслеживание  выполнения процедур внутреннего  контроля, по которым не остается  документальных свидетельств для аудита).

22. Запрос представляет  собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

23. Подтверждение представляет  собой ответ на запрос об  информации, содержащейся в бухгалтерских  записях (например, аудитор обычно  запрашивает подтверждение о  дебиторской задолженности непосредственно  у дебиторов).

24. Пересчет представляет  собой проверку точности арифметических  расчетов в первичных документах  и бухгалтерских записях либо  выполнение аудитором самостоятельных  расчетов.

25. Аналитические процедуры  представляют собой анализ и  оценку полученной аудитором  информации, исследование важнейших  финансовых и экономических показателей  проверяемого аудируемого лица  с целью выявления необычных  и (или) неправильно отраженных  в бухгалтерском учете хозяйственной  операций, выявление причин таких  ошибок и искажений.

Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

Утвержден 
постановлением Правительства 
Российской Федерации 
от 23.09.2002 №696

Введение 

1. Настоящее федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает  единые требования в отношении  контроля качества выполнения  заданий по аудиту.

2. Участники аудиторской  группы:

а) должны выполнять процедуры  контроля качества, применяемые к  конкретному заданию по аудиту;

б) должны предоставлять  аудиторской организации соответствующую  информацию, чтобы обеспечить эффективное  функционирование системы контроля качества в части соблюдения принципа независимости;

в) могут полагаться на установленные в аудиторской  организации принципы и процедуры  контроля качества (например, в отношении  навыков и профессиональной компетентности работников - на принципы и процедуры  найма работников и непрерывного профессионального обучения, в отношении  независимости - на принципы и процедуры  сбора и сообщения соответствующей  информации о независимости, в отношении  поддержания взаимоотношений с  клиентами - на принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса  о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующими клиентами, в отношении соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов - на мониторинг).

Определения

3. Понятия, используемые  в настоящем правиле (стандарте), означают следующее:

а) "руководитель аудиторской  проверки" - уполномоченное лицо аудиторской  организации, несущее ответственность  за выполнение задания по аудиту и  подготовку аудиторского заключения;

б) "обзорная проверка качества выполнения задания" - процесс, призванный до выдачи аудиторского заключения объективно оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;

в) "лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания" - руководящий сотрудник  аудиторской организации или  иное уполномоченное лицо аудиторской  организации, стороннее компетентное лицо или группа таких сторонних  лиц, которые обладают достаточным  надлежащим опытом и полномочиями, чтобы до выдачи аудиторского заключения объективно оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;

г) "аудиторская группа" - работники, выполняющие задание  по аудиту, включая всех экспертов, привлеченных аудиторской организацией к выполнению этого задания;

д) "общественно значимый хозяйствующий субъект" - открытое акционерное общество, иная организация, ценные бумаги которой допущены к  обращению на торгах фондовых бирж и (или) организаторов торговли на рынке  ценных бумаг (например, кредитная или  страховая организация, инвестиционный фонд и др.);

е) "мониторинг" - процесс  анализа и оценки системы контроля качества аудита аудиторской организации, включающий периодическую выборочную инспекцию завершенных заданий  по аудиту, осуществляемый с целью  достижения разумной уверенности в  том, что система контроля качества функционирует эффективно;

ж) "сетевая организация" - хозяйствующий субъект, который  имеет общий контроль, собственников  или руководство с другой организацией и который может быть признан  на разумной основе любой третьей  стороной, располагающей соответствующей  информацией, частью национальной или  международной сети;

з) "руководящий сотрудник  аудиторской организации" - лицо, обладающее полномочиями заключать  договоры оказания аудиторских и  сопутствующих аудиту услуг от имени  аудиторской организации;

и) "работники" - руководящие  сотрудники аудиторской организации  и иные специалисты, участвующие  в аудиторской деятельности аудиторской  организации и оказании сопутствующих  аудиту услуг;

к) "профессиональные стандарты" - федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие  в профессиональных аудиторских  объединениях, правила (стандарты) аудиторской  деятельности аудиторских организаций, а также Кодекс этики аудиторов  России;

л) "специалисты" - работники  аудиторской организации, за исключением  руководящих сотрудников;

м) "стороннее компетентное лицо" - лицо, которое не является работником аудиторской организации  и обладает профессиональной компетентностью, достаточной для руководства  аудиторской проверкой (например, руководящий  сотрудник другой аудиторской организации  или представитель (с соответствующим  опытом) профессионального аудиторского объединения, чьи члены могут  выполнять задания по аудиту).

Обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению  качества проведения аудита

4. Руководитель аудиторской  проверки несет ответственность  за качество выполнения каждого  задания по аудиту, которым он  руководит.

Информация о работе Цель и основные принципы аудита