Цель и основные принципы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Вложенные файлы: 1 файл

Цель и основные принципы аудита.docx

— 343.87 Кб (Скачать файл)

анализ наиболее важных экономических показателей и  тенденций их изменения;

сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских  процедур и результатах их выполнения;

доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками  аудитора, осуществлялась под контролем  квалифицированных специалистов и  была проверена;

сведения о том, кто  выполнял аудиторские процедуры, с  указанием времени их выполнения;

подробную информацию о  процедурах, примененных в отношении  финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим  лицам и полученных от них;

копии писем и телеграмм  по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая  условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

выводы, сделанные аудитором  по наиболее важным вопросам аудита, включая  ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором  в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

12. В случае проведения  аудиторских проверок в течение  ряда лет некоторые файлы рабочих  документов (папки) могут быть  отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления  новой информации, но остающихся  по-прежнему значимыми, в отличие  от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту  отдельного периода.

Конфиденциальность, обеспечение  сохранности рабочих документов и право собственности на них

13. Аудитору необходимо  установить надлежащие процедуры  для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения  в течение достаточного периода  времени, исходя из особенностей  деятельности аудитора, а также  законодательных и профессиональных  требований, но не менее 5 лет.

14. Рабочие документы  являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или  выдержки из них могут быть  предоставлены аудируемому лицу  по усмотрению аудитора, они не  могут служить заменой бухгалтерских  записей аудируемого лица.

Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита

Утвержден 
постановлением Правительства 
Российской Федерации 
от 23.09.2002 №696

Введение

1. Настоящее федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает  единые требования по планированию  аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую очередь  к проверкам, которые аудитор  проводит не первый год в  отношении данного аудируемого  лица. Для проведения аудиторской  проверки в течение первого  года аудитору требуется расширить  процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

2. Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

3. Планирование аудита  предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам  проведения и объему аудиторских  процедур.

Планирование работы

4. Планирование аудитором  своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита  было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные  проблемы и работа была выполнена  с оптимальными затратами, качественно  и своевременно. Планирование позволяет  эффективно распределять работу  между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую  работу.

5. Затраты времени на  планирование работы зависят  от масштабов деятельности аудируемого  лица, сложности аудита, опыта работы  аудитора с данным лицом, а  также знания особенностей его  деятельности.

6. Получение информации  о деятельности аудируемого лица  является важной частью планирования  работы, помогает аудитору выявить  события, операции и другие  особенности, которые могут оказывать  существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

7. Аудитор вправе обсуждать  отдельные разделы общего плана  аудита и определенные аудиторские  процедуры с работниками, а  также с членами совета директоров  и членами ревизионной комиссии  аудируемого лица для повышения  эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита

8. Аудитору необходимо  составить и документально оформить  общий план аудита, описав в  нем предполагаемые объем и  порядок проведения аудиторской  проверки. Общий план аудита должен  быть достаточно подробным для  того, чтобы служить руководством  при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание  общего плана аудита могут  меняться в зависимости от  масштабов и специфики деятельности  аудируемого лица, сложности проверки  и конкретных методик, применяемых  аудитором.

9. При разработке общего  плана аудита аудитору необходимо  принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого  лица, в том числе:

общие экономические факторы  и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого  лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных  правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов  финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в  ходе аудиторской проверки тестов средств  контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого  риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней  существенности для аудита;

возможность (в том числе  на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий (абзац в редакции, введенной  в действие с 27 октября 2004 года #M12293 0 901911114 79 4294967262 1794721357 3659996404 1822623032 4294967294 3233935672 85постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 532, - см. предыдущую редакцию);

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе  таких, где результат зависит  от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных  показателей;

г) характер, временные  рамки и объем процедур, в том  числе:

относительную важность различных  разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия  компьютерной системы ведения учета  и ее специфических особенностей;

существование подразделения  внутреннего аудита аудируемого  лица и его возможное влияние  на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление  работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских  организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого  лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том  числе:

возможность того, что  допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться  под вопросом;

обстоятельства, требующие  особого внимания, например, существование  аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников  аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому  лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому  лицу заключений и иных отчетов в  соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской  деятельности и условиями конкретного  аудиторского задания.

Программа аудита

10. Аудитору необходимо  составить и документально оформить  программу аудита, определяющую  характер, временные рамки и объем  запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления  общего плана аудита. Программа  аудита является набором инструкций  для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля  и проверки надлежащего выполнения  работы. В программу аудита также  могут быть включены проверяемые  предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по  каждой из областей аудита  и время, запланированное на  различные области или процедуры  аудита.

11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

Изменения в общем плане  и программе аудита

12. Общий план аудита  и программа аудита должны  по мере необходимости уточняться  и пересматриваться в ходе  аудита. Планирование аудитором  своей работы осуществляется  непрерывно на протяжении всего  времени выполнения аудиторского  задания в связи с меняющимися  обстоятельствами или неожиданными  результатами, полученными в ходе  выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных  изменений в общий план и  программу аудита должны быть  документально зафиксированы.

Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите

Утвержден 
постановлением Правительства 
Российской Федерации 
от 23.09.2002 №696

Введение

1. Настоящее федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает  единые требования, касающиеся концепции  существенности и ее взаимосвязи  с аудиторским риском.

2. Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) в процессе  проведения аудита обязаны оценивать  существенность и ее взаимосвязь  с аудиторским риском.

3. Информация об отдельных  активах, обязательствах, доходах,  расходах и хозяйственных операциях,  а также составляющих капитала  считается существенной, если ее  пропуск или искажение может  повлиять на экономические решения  пользователей, принятые на основе  финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины  показателя финансовой (бухгалтерской)  отчетности и/или ошибки, оцениваемых  в случае их отсутствия или  искажения.

Существенность

4. Аудитор оценивает  то, что является существенным, по  своему профессиональному суждению.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью  выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда  существует вероятность того, что  пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение  таким описанием;

отсутствие раскрытия  информации о нарушении нормативных  требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее  применение санкций сможет оказать  значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Информация о работе Цель и основные принципы аудита