Факторный анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости на предприятии ООО «Тольяттихлеб».
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия ООО «Тольяттихлеб».
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Теоретические основы факторного анализа и управления затратами и себестоимостью продукции……………………………………………………....5
1.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов…………………5
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..….7
1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат…………………….......9
1.4 Анализ косвенных затрат………………………………………………..…..13
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………17
2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………………….…….17
2.2 Анализ финансовой устойчивости деятельности ООО «Тольяттихлеб»…..21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ООО «Тольяттихлеб»…..…25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

2010 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.

2011 год: 19259/19734=0,976, или 97,6%.

Затраты на рубль товарной продукции предприятия ООО «Тольяттихлеб» являются весьма высокими. Так, в 2009–2010 г. они составили 0,977, в 2011 г. несколько сократились и составили до 0,976.

Методом цепной подстановки  определим влияние изменения  себестоимости и выручки от продаж на затраты на рубль товарной продукции (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции ООО «Тольяттихлеб» в 2010–2011 гг.

Расчет влияния изменения  себестоимости продукции:

19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.

Вследствие роста себестоимости  продукции затраты на рубль товарной продукции выросли на 1,423 руб., или 142,3%.

Расчет влияния изменения  выручки от продаж:

0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.

За счет роста выручки  от продаж затраты на рубль товарной продукции сократились на 1,424, или 142,4%.

Общее влияние факторов: 1,423–1,424 = -0,001.

Совместное влияние  факторов привело к снижению затрат на рубль товарной продукции на 0,001, или 0,1%. Выявленная тенденция является положительной.

В таблице 2.5 представлена информация для факторного анализа общей суммы затрат ООО «Тольяттихлеб».

Таблица 2.5 – Информация для факторного анализа общей суммы затрат ООО «Тольяттихлеб» в 2010–2011 гг.

Затраты, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

Затраты 2010 г.: 7841

2010

2010

2010

2010

2010 г., пересчитанный на объём производства продукции 2011 г.:

8010

2011

2010

2010

2010

По уровню 2010 г. на выпуск продукции 2011 г.: 12400

2011

2011

2010

2010

2011 г. при уровне постоянных затрат 2010 г.: 15705

2011

2011

2011

2010

Затраты 2011 г.: 19259

2011

2011

2011

2011


Расчет влияния объема выпуска продукции на общую сумму  затрат:

8010–7841 = 169 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  структуры продукции на затраты:

12400–8010 = 4390 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  переменных затрат:

15705–12400 = 3305 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  постоянных затрат:

19259–15705 = 3554 тыс. руб.

Общее влияние факторов: 169+4390+3305+3554 = 11418 тыс. руб.

В наглядной форме  влияние факторов на общую сумму  затрат предприятия ООО «Тольяттихлеб» показано на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Влияние факторов на изменение общей суммы затрат ООО «Тольяттихлеб» в 2010–2011 гг.

Из расчетов и рисунка 2.3 ясно, что все факторы привели к росту общей суммы затрат предприятия на 11418 тыс. руб. Наиболее сильное влияние оказало изменение структуры продаж, в результате чего затраты предприятия повысились на 4390 тыс. руб. Вторым по силе был фактор роста постоянных затрат, действие которого вызвало рост общей суммы затрат предприятия на 3554 тыс. руб.

В таблице 2.6 представлена информация для анализа операционного рычага ООО «Тольяттихлеб».

Операционный рычаг  уменьшился на 0,5 в 2011 г. по сравнению с 2009 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2010 и 2011 гг. соответственно.

Таблица 2.6 – Операционный рычаг ООО «Тольяттихлеб» в 2009–2011 годах

Показатель

Годы

Изменение

2009

2010

2011

+,-

Темп роста, %

2010 от 2009

2011 от 2010

2010 к 2009, %

2011 к 2010, %

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

13398

8023

19734

-5375

11711

59,9

246,0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

302

182

475

-120

293

60,3

261,0

Себестоимость проданной  продукции, тыс. руб., в том числе:

13096

7841

19259

-5255

11418

59,9

245,6

– сумма переменных затрат, тыс. руб.

10740

6430

15792

-4310

9362

59,9

245,6

– сумма постоянных затрат, тыс. руб.

2356

1411

3467

-945

2056

59,9

245,7

Сумма маржинального  дохода, тыс. руб.

2658

1593

3942

-1065

2349

59,9

247,5

Доля маржинального  дохода в выручке, %

0,20

0,20

0,20

0

0

100,0

100,0

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода)

11780

7055

17335

-4725

10280

59,9

245,7

Операционный рычаг (маржинальный доход / прибыль от продаж)

8,8

8,8

8,3

0

-0,5

100,0

94,3

Сила воздействия операционного  рычага (изменение прибыли от продаж / изменение выручки от продаж)

Х

0,02

0,03

Х

Х

Х

Х


Это свидетельствует  о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального  дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.

По данным таблицы 2.7 определим запас финансовой прочности ПО «Хлебозавод».

Таблица 2.7 – Запас финансовой прочности ООО «Тольяттихлеб» в 2009–2011 годах

Показатель

Годы

Изменение

2009

2010

2011

+,-

Темп роста, %

2010 от 2009

2011 от 2010

2010 к 2009, %

2011 к 2010, %

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

13398

8023

19734

-5375

11711

59,9

246,0

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода)

11780

7055

17335

-4725

10280

59,9

245,7

Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.

1618

968

2399

-650

1431

59,8

247,8

Запас финансовой устойчивости, %

12,1

12,1

12,2

0

0,1

100,0

100,8


Выручка от продажи может  уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.

Предприятию нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия.

Основными резервами  снижения себестоимости продукции  и услуг были названы: увеличение объема производства продукции; сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материальных ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, потерь и т.д.

 

Заключение

В условиях рыночной системы хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли  требует постоянного анализа  не только внешних факторов, таких  как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Цель анализа себестоимости  продукции заключается в выявлении  возможностей повышения эффективности  использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции. [28]

Анализ, проведенный в  работе по данным ООО «Тольяттихлеб», позволил сделать следующие выводы.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия  за 2009–2011 гг. имела тенденцию к увеличению с 13398 тыс. руб. до 19734 тыс. руб. Ее темп роста был равен 59,9% и 246% в 2010–2011 гг. по сравнению с предшествующими годами.

Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг также увеличивалась, но более низкими темпами в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (59,9%) и такими же как выручка от продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (245,6%).

Операционный рычаг  уменьшился на 0,5 в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2010 и 2011 гг. соответственно.

Это свидетельствует  о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального  дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.

Выручка от продажи может  уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.

Предприятию нужно постоянно  следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек  порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия.

Для обеспечения большей  достоверности при калькулировании  и анализе себестоимости отдельных  видов продукции можно рекомендовать  следующее.

1. Распределять каждую  статью накладных расходов по своему носителю затрат.

2. В качестве одного  из способов решения проблемы  распределения накладных расходов  можно предложить также пересмотреть  подход к классификации некоторых  видов затрат, которые традиционно  и не всегда обоснованно трактуются  как косвенные.

3. Одним из наиболее  радикальных подходов к проблеме  распределения накладных расходов  является использование функционального  (операционного) учета затрат, или  иначе, учета затрат на основе  видов деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (ред. от 27.07.2010)
  3. Расходы организации ПБУ 10/99, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.10.
  4. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности ПБУ 22/10 (ред. от 08.11.10)
  5. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 2008.
  6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/Богдановская, Н.А., Мигун, О.М. и др.; под общей редакцией Семенова В.И. – Мн: Высшая школа, 2009. – 480 с
  7. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник  Финансы и статистика, 2010.
  8. Балабанов, И.Г. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / И.Г. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 450 с.
  9. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы [Текст]: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 478 с.
  10. Брейли, Р., Майерс С. / Принципы корпоративных финансов [Текст]: / Р. Брейли, С. Майерс. – М: «Олимп-Бизнес», 2009. 850 с.
  11. Бригхем, Ю., Гапенски Л. / Финансовый менеджмент [Текст]: Ю. Бригхэм, Л. Гапенски. – СПб.: экономическая школа, 2008. – 685 с.
  12. Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами [Текст]: учебник / Хорн Ван. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 331 с.
  13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2010.
  14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 2009.
  15. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2008.
  16. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.: «Финансы, учет, аудит», 2009.
  17. Кантора, Е.Л. / Экономика предприятий [Текст]: учебник / Е.Л. Кантора. СПб: Питер, 2008. – 352 с. с ил.
  18. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. – М: Финансы и статистика, 2009. – 750 с.
  19. Ковалева, В.В. / Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / В.В. Ковалева. М.: ООО «Витрэм», 2008. – 352 с.
  20. Колчина, Н.В. / Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Колчина. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 447 с.
  21. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Крейнина. – М.: Дело и сервис, 2008. – 296 с.
  22. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та, 2009.
  23. Методика экономического анализа промышленного предприятия (объединения).     / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  24. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. –М.: Выш. шк. , 2009.
  25. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 2008.
  26. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 2009.
  27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010.
  28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008.
  29. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.
  30. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,2008.
  31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализ предприятия. – М.: Инфра –М, 2009.
  32. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 2010.
  33. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / Г. В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 335 с.
  34. Либерман И.А. Управление затратами : учеб.-практ. пособие для вузов / И.А. Либерман. - Гриф МО. - М. ; Ростов н/Д : Март, 2009. - 619 с.
  35. Никифорова Е.В. Анализ и диагностика производственно-хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Е.В. Никифорова, О.В. Шнайдер, К.Ю. Бурцева. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 176 с.
  36. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для студ. спец. "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Г.Н. Гогина [и др.]. - Гриф УМО. - СПб. : ГИОРД, 2008. - 191 с.
  37. Котельникова Н. В. Построение системы внутреннего информационного обеспечения компании. // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 47-52.

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции