Факторный анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости на предприятии ООО «Тольяттихлеб».
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия ООО «Тольяттихлеб».
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Теоретические основы факторного анализа и управления затратами и себестоимостью продукции……………………………………………………....5
1.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов…………………5
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..….7
1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат…………………….......9
1.4 Анализ косвенных затрат………………………………………………..…..13
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………17
2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………………….…….17
2.2 Анализ финансовой устойчивости деятельности ООО «Тольяттихлеб»…..21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ООО «Тольяттихлеб»…..…25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)




(13) 
Расчёт влияния факторов производится способом цепных подстановок. Для этого необходимо произвести пересчёт затрат на производство продукции:

а) по плану: ;                    (14)

б) по плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции:         ;                    (15)

в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции: ;                                        (16)

г) фактически по плановым ценам: ;(17)

д) фактически: .                         (18)

Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит  от тех же факторов, кроме структуры  производства продукции:




(19) [30] 
   где УРi – удельный расход i-го материала; ЦМi – средняя цена i-го материала.

Расход материалов на единицу продукции  зависит от качества сырья и материалов, замены одного вида материала другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Прирост суммы материальных затрат на производство i-го вида продукции за счёт изменения удельного расхода материалов рассчитывают по формуле:

.      (20)

Уровень средней цены материалов зависит  от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортно-заготовительных  расходов, качества сырья и т.д. Чтобы  узнать, как за счёт каждого из факторов изменилась общая сумма материальных затрат, воспользуемся формулой

,      (21)

где  - изменение средней цены i-го вида или группы материалов за счёт фактора.

В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потреблённых материалов на единицу продукции, но и их стоимость:

,    (22)

где  - изменение нормы расхода в связи с заменой материала; 
 - расход материала после замены; 
  - цена заменяемого материала; 
 - изменение цены в связи с заменой материала.

Расчёты проводятся по каждому  виду продукции на основе плановых и отчётных калькуляций с последующим  обобщением полученных результатов  в целом по предприятию. [10,14]

В ходе дальнейшего анализа  переходят к изучению затрат по статье “Заработная плата”, т.е. прямых трудовых затрат. Факторы, определяющие сумму прямой зарплаты, представлены на рис.1.3.

Рис.1.3. Схема факторной системы зарплаты на производство продукции




(23) 
Для расчёта влияния этих факторов необходимо иметь следующие исходные данные.

Сумма прямой зарплаты на производство продукции, млн. руб.:

по плану: ;                       (24)

по плану, пересчитанному на фактический выпуск продукции  при плановой её структуре: ;         (25)

по плановому уровню затрат на фактический выпуск продукции: ;                                       (26)

фактически при плановом уровне оплаты труда: ;                                     (27)

фактически: .                    (28) [25,28]

На основе данных анализ можно провести способом цепных подстановок  либо интегральным методом.

Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов. Фактор структуры производства продукции не оказывает влияния на данный показатель:

.                (29) [22]

1.4 Анализ косвенных затрат

Косвенные затраты в  себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы  на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов. [29]

Расходы по содержанию и  эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.

Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции можно  использовать формулу:

;        (30)

где Зск – затраты скорректированные на фактический выпуск продукции; 
Зпл – плановая сумма затрат по статье; 
 - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции %; 
Kз – коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.

В ходе дальнейшего анализа выясняют причины относительного перерасхода  или экономии средств по каждой статье затрат. [19]

Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов. [35]

Для анализа цеховых  и общезаводских расходов по статьям  затрат используют данные аналитического бухгалтерского учёта. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное  отклонение от плана и их причины. (табл.1.5)

Таблица 1.5 - Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Статья расходов

Фактор изменения  затрат

Формула расчёта

Заработная плата работников аппарата управления

Численность персонала (Ч),

Средняя заработная плата  одного работника (ОТ)

Содержание основных фондов: 
–  амортизация 
–  расходы на освещение, отопление, водоснабжение и пр.

Первоначальная стоимость  основных фондов (ОС), норма амортизации (Na)

Норма потребления ресурса (H) тариф на услугу (Ц1)

Затраты на текущий ремонт, испытания

Объём работ (V);

средняя стоимость единицы  работы (Ц2)

Содержание легкового  транспорта

Количество машин (К)

Средние затраты на содержание одной машины (З)

Расходы по командировкам

Количество командировок (К1) средняя продолжительность (Д), средняя стоимость одного дня командировки (Ц3)

Оплата простоев

Количество человеко-дней простоя (К) уровень оплаты за один день простоя (ОТ1)

Налоги и сборы, относимые  на себестоимость.

Налогооблагаемая база (Б), процентная ставка налога (С)

Расходы на охрану труда

Объём намеченных мероприятий (V) средняя стоимость мероприятия (Ц4)


При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию отнести на счёт предприятия, так  же как и все допущенные перерасходы  оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству, подготовке и переподготовке кадров и т. д. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции. [15,7]

Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потреблённой энергии и топлива за время простоя предприятия и др.

Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы  изделия производится с учётом результатов, полученных при анализе их в целом  по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов или заработной платы основных производственных рабочих.

Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения: 
а) общей суммы цеховых и общезаводских расходов (Зц); 
б) суммы прямых затрат, которые являются базой распределения  косвенных (УДi) 
в) объёма производства продукции (VBП)

.                       (31) [21,32]

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.

Расходы по доставке товаров  зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и  выгрузке могут изменяться в связи  с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные  материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной  продукции и нормой расхода упаковочных  материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных  материалах не всегда желательна, так  как красивая, эстетичная, привлекательная  упаковка – один из факторов повышения  спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением  объёма продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.

В заключение анализа  косвенных затрат подсчитываются резервы  возможного их сокращения и разрабатываются  конкретные рекомендации по их освоению. [23,6]

 

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации на примере  ООО «Тольяттихлеб»

2.1 Основные  финансово-экономические показатели  деятельности ООО «Тольяттихлеб»

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Тольяттихлеб» — юридическое лицо, несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавлен учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. После внесения существенных изменений в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, с 01 июля 2009 года единственным учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательный условия. В настоящий момент времени, продажа доли в уставном капитале общества, в случае если в уставе уже отсутствуют сведения об участниках и их долях, не влечет необходимости регистрации изменений в уставе общества.[1,2]

Место нахождения общества: Самарская область, г. Тольятти, ул. Матросова, 15.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей физических лиц.

Основным видом деятельности общества является производство и реализация хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, мучных изделий и безалкогольных напитков.

Для осуществления основной деятельности общество ведет:

– торгово-закупочную деятельность;

– производство и реализация товаров народного потребления;

– оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, в целях бесперебойного обеспечения населения товарами народного потребления, предназначенных для удовлетворения личных потребностей граждан, оказание иных услуг населению, а также сельскохозяйственной продукцией;

– заготовительная деятельность;

– организация сети магазинов и других сервисно-бытовых комплексов и оказание бытовых услуг населению.

Управление ООО «Тольяттихлеб» осуществляет общее собрание общества, совет общества и правление общества.

ООО «Тольяттихлеб» выпускает следующие виды продукции: несколько видов хлеба; булочные изделия; сухари; кондитерские изделия.

В таблице 2.1 представлены основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2009–2011 гг., составленные по данным бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции