Учёт товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 181.61 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Моя курсовая работа состоит из: введения, главы 1 « Организация документального оформления и учёта товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания», главы 2 «Учёт деятельности предприятия за декабрь 2011 года», заключения, приложений.

В настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям.

Следует заметить, что услуги общественного питания являются одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей в питании и проведении досуга. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся подобной деятельностью, не обойтись без надлежащего бухгалтерского и налогового учета.

К сожалению, существующие на данный момент нормативные и рекомендательные документы, освещающие деятельность в сфере общественного питания, давно устарели и нуждаются в значительном усовершенствовании с учетом новых условий хозяйствования и значительных изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве.

От объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров зависят многие показатели эффективности работы организаций общественного питания (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учет и анализ процесса реализации занимают важное место в системе управления субъектом хозяйствования.

Правильно организованный учет реализации имеет огромное значение как для самой организации общественного питания в части определения результатов от ее хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализованной продукции и товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система анализа товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объема и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.

Целью данной курсовой работы является изучить особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.

Сформулированная цель позволила определить задачи курсовой работы, которыми явились следующие:

-    изучить отраслевую  специфику хозяйственной деятельности  предприятий общественного питания;

-    Отразить особенности  производства и реализации продукции  на предприятия общественного  питания;

-    Исследовать действующую  практику документального оформления  и учета движения сырья и  товаров;

-    Рассмотреть особенности  образования продажных цен, калькулирования  себестоимости и реализации в  общественном питании.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Организация документального оформления и учёта товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания

 

1.1 Организация  бухгалтерского учёта товаров, сырья  и готовой продукции на предприятиях  общественного питания

Предприятия общественного питания производят обеденную продукцию, кулинарные и кондитерские изделия, полуфабрикаты, консервированную и прочую готовую продукцию, осуществляют реализацию собственной продукции и покупных товаров населению и другим субъектам хозяйствования, организуют обслуживание и досуг посетителей. От производственных предприятий они отличаются тем, что произведённая ими продукция реализуется преимущественно населению через сеть собственных торговых объектов общественного питания.

Показателем, характеризующим объём деятельности общественного питания, является товарооборот, состоящий из оборота по реализации продукции собственного производства и оборота по продаже покупных товаров. [1]

Продукция собственного производства - это готовые изделия и полуфабрикаты, полученные в результате кулинарной и первичной обработки сырья и продуктов.

К продукции собственного производства относят обеденную продукцию, холодные и горячие закуски, кулинарные и кондитерские изделия. Готовая продукция и полуфабрикаты предприятий общественного питания, реализованные населению и другим субъектам хозяйствования, включаются в оборот по реализации продукции собственного производства. Товары, реализуемые покупателям без технологической обработки, включаются в оборот по реализации покупных товаров.

Товарооборот общественного питания подразделяется на розничный и оптовый. В розничный товарооборот включается продажа товаров для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В оптовый товарооборот включается продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров юридический лицам в целях последующего их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным и домашним потреблением.

Торговые объекты общественного питания в зависимости от типа, месторасположения, степени материально-технической оснащённости, объёма предоставляемых потребителям услуг подразделяются на категории: люкс, высшая, первая, вторая и третья. Торговый объект общественного питания должен иметь свидетельство о присвоении соответствующей наценочной категории.

Товары в кладовой и буфетах предприятий общественного питания учитываются на счёте 41/1 «Товары на складах» и 41/2 «Товары в розничной торговле», а готовая продукция и сырьё на счёте 20 «Основное производство». Расходы предприятий общественного питания по изготовлению продукции собственного производства, реализацию покупных товаров и продукции собственного производства, обслуживанию посетителей учитываются на активном синтетическом счёте 44 «Расходы на реализацию».

Аналитический учёт товаров, готовой продукции, сырья и тары организуется по материально ответственным лицам. Он ведётся на основании первичных документов по движению товаров, готовой продукции, сырья и тары, приложенных к отчётам материально ответственных лиц.

Целью бухгалтерского учёта товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания является контроль за сохранностью, рациональным использованием сырья и продукции, а также своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчётов с поставщиками и покупателями, необходимых для составления расчётов по налогам и сборам.

В организации бухгалтерского учёта товаров, продуктов, сырья и продукции собственного производства придерживаются следующих принципов:

    1. Единство оценки товаров при их оприходовании, выбытии и списании. Если товары и сырьё были оприходованы по установленным отчётным ценам (розничным, свободным, отпускным, розничным с наценкой общественного питания), то и при выбытии они должны быть списаны по этим же ценам;
    2. Соответствие отражаемых в учёте операций по движению товарно-материальных ценностей отчётному периоду. Этот принцип предполагает, что все документы на поступление, выбытие и внутреннего перемещения товаров, сырья и продукции собственного производства в учёте будут отражены в том отчётном периоде, к которому они относятся;
    3. Организация материальной ответственности за товары и отчётности об их наличии и движении. Учёт товаров, сырья, продукции собственного производства и тары в общественном питании организован по центрам материальной ответственности. Материальная ответственность бывает индивидуальная и индивидуальная. Центры  материальной ответственности за товары, тару, продукцию и денежные средства определяет руководитель предприятия совместно с главным бухгалтером исходя из организационно-технических особенностей функционирования предприятия.

Задачи бухгалтерского учёта товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания:

    • правильное и своевременное документальное оформление и отражение в учётных регистрах операций по движению сырья, продуктов, товаров и продукции собственного производства;
    • достоверная информация об остатках, поступлении и выбытии товаров, продуктов, продукции собственного производства и тары;
    • контроль за сохранностью сырья и продукции в местах хранения и рациональным их использованием;
    • контроль за соблюдением норм закладки сырья при изготовлении продукции и выходом готовых изделий;
    • контроль за соответствием величины запасов продуктов и товаров установленным нормативам;
    • контроль за соблюдением установленных учётных цен, торговых надбавок и наценок общественного питания.

 

1.2 Формирование цен на покупные товары, сырьё и продукцию собственного производства

Порядок формирования цен на реализуемые товары, сырьё и продукцию собственного производства в общественном питании определён Законом Республики Беларусь «О ценообразовании».

Покупные товары реализуются покупателям по розничным ценам,

включающим торговую надбавку, НДС.

Общий уровень торговой надбавки на покупные товары, продукты и сырьё (включая оптовую надбавку, уплаченную базам и посредникам) не должен превышать 30%. [4]

Покупные товары учитывают: 

- в кладовых - по розничным  ценам без НДС и фиксированным  розничным ценам;

- в буфетах и розничной  торговой сети по свободным  розничным ценам с учётом НДС  и фиксированным розничным ценам;

- в ресторанах, кафе и  барах – по розничным ценам  с включением входного НДС  и установленной наценкой общественного  питания.

Сырьё и продукты учитывают:

  • - в кладовых – по розничным ценам без выходного НДС или по розничным ценам с начислением наценки и НДС;
  • - на кухне ресторанов, баров и кафе – по розничным ценам с наценкой с входным НДС;
  • - на других производствах – по розничным ценам с наценкой и с учётом входного НДС.

Калькулирование продажных цен на продукцию собственного производства

Применяют две методики:

- исчисление розничной  цены готового изделия (полуфабрикаты) по стоимости сырьевого набора. С помощью этой методики предприятия  общественного питания реализуют  продукцию собственного производства  преимущественно населению через  торговый зал.

- определение отпускной  цены на основе расчёта себестоимости  единицы выпускаемой продукции  по совокупности производственных  расходов, затрат, налогов и уровня  рентабельности. Данную методику  предприятия общественного питания  применяют с целью продажи продукции собственного производства другим субъектам хозяйствования.

На продукцию собственного производства предприятия общественного питания Минска установлены следующие предельные размеры наценок:

    1. Категории люкс – 250%;
    2. Высшей категории – 200%;
    3. Первой категории – 150%;
    4. Второй категории – 70%;
    5. Третьей категории – 40%.[4]

Продажная цена на продукцию собственного производства определяется путём составления на каждое изделие расчёта в калькуляционные карточки по установленной форме. Для обеспечения большей точности расчёта калькуляция продажных цен на продукцию собственного производства составляется из расчёта стоимости сырьевого набора на 100 блюд. Калькуляция цены сводится к суммированию стоимости сырьевых компонентов блюда по учётным ценам, включающих наценку общественного питания, НДС, налог на услуги. Общую стоимость набора продуктов делят на 100.

Калькуляционные карточки являются отчётными документами. По ним контролируют правильность исчисления цен и применения продажных цен на продукцию. Калькуляционные карточки регистрируют в «Реестре калькуляционных карточек». Их хранят вместе с основными бухгалтерскими документами.

Для контроля за правильностью установления продажных цен на продукты, покупные товары и применение наценок общественного питания ведётся в «Книге регистрации окончательных продажных цен на продукты и товары». В книге указывают дату поступления товаров и продуктов, покупную цену, розничную с торговой надбавкой и окончательную продажную цену с наценкой общественного питания и НДС.

 

1.3 Документальное оформление и учёт сырья, товаров и тары на распределительном складе

 Предприятия общественного питания создают распределительные склады. На распределительных складах товары учитываются по розничным или фактическим ценам без НДС, а также по фиксированным розничным ценам. По фиксированным розничным ценам учитывается водка, спирт, табачные изделия и хлеб простых сортов. На тару применяют залоговые цены или договоренные цены. Тара не имеет залоговые цены и не подлежит возврату поставщику.

На распределительные склады товары поступают от поставщиков в соответствии с заключёнными договорами поставки. Поставщиками могут быть: предприятия, оптовая база и другие объекты хозяйствования. В договорах указывается объём поставок товаров, цены, сроки поставок, порядок расчётов, ответственность сторон, условия оплаты и прочих расходов.

Информация о работе Учёт товаров, сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания