Учет расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: -изучить литературу по выбранной теме; - определить содержание учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами; - раскрыть сущность и формы безналичных расчётов; - исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов; - отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов; - закрепить практические навыки по учету имущества организации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУрс раб дебит и кредит.docx

— 29.75 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время в  условиях развития рыночных отношений  у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов  и кредиторов, из-за ряда объективных  и субъективных факторов усложнились  порядок учета и отражения  в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало  налогообложение операций, связанных  с учетом дебиторской задолженности.

Для того чтобы правильно  выстроить взаимоотношения с  клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения  в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован  по отношению к различным группам  клиентов, каналам сбыта, регионам и  формам договорных отношений.

Дебиторская задолженность  всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное  финансовое состояние предприятия. Дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия и платежеспособность организации, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Согласно концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике кредиторской задолженностью признается обязательство  предприятия, которое является следствием прошлых событий, и расчеты по которым должны были принести ему  экономические выгоды. Погашение  кредиторской задолженности предполагает, что для удовлетворения требований другой стороны, организация лишается ресурсов, в которых принципиально  заключаются экономические выгоды.

Бухгалтер должен следить  за своевременной оплатой дебиторской  и кредиторской задолженностей.

В связи с этим тема курсовой работы является актуальной, так как  в современных условиях проблема учета дебиторской и кредиторской задолженности является достаточно важной.

Целью моей курсовой работы является изучение учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.   

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

-изучить литературу по выбранной теме;

- определить содержание  учета расчетов с разными дебиторами  и кредиторами;

- раскрыть сущность и  формы безналичных расчётов;

- исследовать порядок  документального оформления операций  по учёту расчётов;

- отразить особенности  синтетического и аналитического  учёта расчётов;

- закрепить практические  навыки по учету имущества  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Дебиторская задолженность  представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических  или физических лиц в результате хозяйственных отношений между  ними, или отвлечения средств из оборота организации и использования  их другими организациями или  физическими лицами.

Кредиторская задолженность - это сумма долгов одного предприятия  другим юридическим или физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар  или услуги с моментом перехода права  собственности на них либо незаконченных  расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними  и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными  фондами, по полученным авансам, предварительной  оплате и т.п. Кредиторская задолженность  может быть прекращена исполнением  обязательств, в том числе зачетом, а так же списана как невостребованная.

Классификация кредиторской задолженности организаций:

- по характеру обязательства,  из которого возникла задолженность;

- по статусу кредитора,  перед которым возникла задолженность;

- по валюте осуществления  расчетов;

- по сроку погашения  задолженности.

В отличие от дебиторской  задолженности предприятие в  этом случае использует в своем обороте  не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические  преимущества.

Между обоими видами задолженности  есть много общего, но имеются и  определенные различия. Общее состоит  в том, что как кредиторская, так  и дебиторская задолженность  основаны на разрыве во времени между  товарной сделкой и ее оплатой  и, следовательно, на функции денег  как средства платежа. Различия между  ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности  долговых обязательств.

Дебиторская задолженность - это кредит, полученный от поставщиков  и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги. Преимущества такого кредита заключаются в простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика.

 

1.1 Сущность и формы  безналичных расчётов

Порядок осуществления безналичных  расчетов регламентируется ГК РФ и  Положением о безналичных расчетах в РФ.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят  куплю-продажу сырья, материалов, готовой  продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с  коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями  и т.п.

Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, с помощью почтовых переводов, чеками, в порядке плановых платежей, инкассо, расчеты с использованием пластиковых карт.

Расчеты платежными поручениями, которые представляют собой поручения  предприятием обслуживающему его банку  о перечислении определенной суммы  со своего счета для зачисления на счета получателя. Предприятие-плательщик представляет поручение установленной  формы в банк. Срок действия - 10 дней со дня выписки. По договору сторон платежные поручения могут быть:

срочными;

досрочными;

отсроченными.

К срочным относятся авансовые частичные платежи. Досрочные и отсроченные могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба финансовому положению сторон.

Аккредитив - это форма  расчетов через банк, который в  этом случае является не только посредником  в расчетах, но их активным и ответственным  участником. Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика.

Применяются они, когда расчеты  между покупателем и поставщиком  носят непериодический характер. При аккредитивной форме расчетов банк плательщика поручает банку  поставщика оплатить стоимость материалов или услуг на условиях, указанных в аккредитивном поручении. Для этого покупатель подает в свое отделение банка заявление на открытие аккредитива, где указывается наименование поставщика, дата, номер договора, срок аккредитива и сумма. Аккредитив выдается на договорный срок и по согласию покупателя и поставщика может быть продлен. Оплата с аккредитива ограничивается суммой, определяемой в договоре.

Отличительной особенностью является то, что платеж совершается  непосредственно за отгрузкой. Аккредитив может быть открыт за счет собственных  средств или кредитов.

В настоящее время активно  распространяется новое для юридических  и физических лиц форма расчетов - расчеты с использованием пластиковых  карт, которые делятся на расчетные и кредитные.

Расчетные - это банковская карта, использование которой позволяет  держателю распоряжаться денежными  средствами со счета организации  в пределах расходного лимита.

Кредитные - позволяет ее держателю осуществлять операции в  размере предоставленной банком кредитной линии.

Для получения корпоративно-банковской карты организация предоставляет  в банк заявление на ее приобретение с указанием типа карты и валюты, вносимой на специальный карточный  счет желаемого порядка получения  выписок со счета, именем и паспортных данных будущего пользователя картой. Все условия пользования картой оговариваются в договоре.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные  и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить  расходы на денежное обращение, сокращает  потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

 

1.2 Порядок документального оформления операций по учёту расчётов

Поступление материальных ценностей  от поставщиков, выполнение работ и  услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между  поставщиками договоров - поставки, где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон.

После приемки ТМЦ на склад, кладовщик составляет приходный  ордер с присвоением номенклатурного  номера, учет сырья ведут в разрезе  наименований. Поступившее на предприятие  сырье приходуют по фактическим  ценам. Все накладные на приход сырья  ежедневно сдаются на проверку в  бухгалтерию, там составляется журнал - ордер №6. После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета - фактуры заносятся в книгу покупок для того, что бы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц.

Отгрузка и отпуск готовой  продукции осуществляется складом  на основании товарно - транспортных и счетов - фактур, которые заносятся  в книгу регистрации выданных счетов - фактур, затем данные заносятся  в журнал - ордер №11, а по мере оплаты данные заносятся в книгу  продаж в хронологическом порядке  в том налоговом периоде, в котором у организации возникает обязанность по оплате НДС.

Отгрузка (отпуск) продукции  покупателям производится в соответствии с заключенными договорами - поставки или непосредственно в процессе свободной продажи.

Приемка поставляемой продукции  по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе .С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

Начисление оплаты труда  бухгалтер производит на основании  табеля по учету рабочего времени, оформляет  расчетами специальной формы, на основании которых производится записи в расчетно-платежной ведомости. Как правило, осуществляется группировка по отраслям деятельности при наличии таковых в организации. Начисление зарплаты осуществляется по таким отраслям как производство и торговля. По каждой отрасли подсчитывается итог, а затем итоговые суммы в целом по организации.

Так же как по расчетам по заработной плате первичными документами  по расчетам отчислений во внебюджетные фонды и местных налогов являются табеля по учету рабочего времени, специальные  расчеты и т.д. Накопленные в  ведомости итоги главный бухгалтер переносит в сальдо-оборотную ведомость. Затем составляется журнал - ордер, данные которого переносятся в главную книгу.

Самая важная часть бухгалтерского учета - это документальное оформление хозяйственных операций предприятия. Бухгалтерский учет обеспечивает регистрацию и составление необходимых документов с целью подтверждения каждой хозяйственной операции.

 

1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Для обобщения информации о расчетах по имущественному и личному  страхованию; по претензиям; по депонированным суммам оплаты труда; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений в судебных органах; и др. предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Счет 76 активно-пассивный, счет расчетов. По дебету счета начисляется дебиторская задолженность отдельных лиц и организаций, а также отражается погашение кредиторской задолженности отдельных лиц и организаций, по кредиту погашение дебиторской задолженности и начисление кредиторской. Сальдо по счету 76 в балансе показывается развернуто. Раскрытие состояния расчетов с контрагентами предусмотрено в следующих строках формы бухгалтерского баланса:

- «Дебиторская задолженность»

- «Прочие долгосрочные  обязательства»;

- «Кредиторская задолженность».

С одним контрагентом может  существовать два договора, по одному из которых сальдо расчетов дебетовое, а по другому - кредитовое.

Информация о работе Учет расчётов с разными дебиторами и кредиторами