Учет, аудит и оценка основных средств (на примере ПК «Экожан»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследовать вопросы учета и аудита движения основных средств на предприятии.
В соответствии с заданной целью дипломной работы были сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы организации учета движения основных средств и методики их оценки по МСФО;
- исследовать действующую практику учета движения основных средств на материалах ПК «Экожан»;
- провести аудит движения основных средств на предприятии.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы организации учета основных средств и методика их оценки по МСФО
1.1 Понятие основных средств, их виды, роль и задачи учета
1.2 Оценка и переоценка основных средств
2 Действующая практика учета основных средств на предприятии
2.1 Документальное оформление операций по поступлению и выбытию основных средств
2.2 Синтетический и аналитический учет выбытия и поступления основных средств
2.3 Учет амортизации основных средств
2.4 Отражение информации об основных средствах в финансовой отчетности
3 Аудит движения основных средств предприятия
3.1 Планирование процедур аудита основных средств
3.2 Операционный аудит наличия, движения и эффективности использования основных средств предприятия
3.3 Проверка тождественности данных первичного, бухгалтерского учета и финансовой отчетности
3.4 Оформление результатов аудиторской проверки движения основных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложение А – Акт приемки-перемещения основных средств
Приложение Б – Инвентарный список основных средств
Приложение В – Акт на списание основных средств
Приложение Г – Журнал хозяйственных операций за январь 2008 г.
Приложение Д – Инвентарная карточка учета основных средств

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка карагнда.docx

— 386.07 Кб (Скачать файл)

Ведение бухгалтерского и  налогового учета на предприятии  ПК «Экожан» производится на основе Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности», национальных стандартов финансовой отчетности, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Учетная политика предприятия  строится в соответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского и налогового учета в Республике Казахстан. Руководство предприятия  строит и применяет учетную политику так, чтобы финансовая отчетность ПК «Экожан» соответствовала все требованиям  каждого применимого МСФО.

В учетной политике предприятия  раскрыты принципы учета основных средств:

1) учет основных средств  регламентируется Международным  стандартом бухгалтерского учета  16 «Недвижимость, здания и оборудование»  от 24.01.05. и методическим рекомендациям  по применению данного стандарта;

2) основные средства учитываются  по фактической стоимости приобретения. Земля и здания в дальнейшем  отражаются по справедливой стоимости,  которая определяется руководством  предприятия на основе оценки, осуществляемой профессиональными  оценщиками. При этом здания учитываются  за вычетом накопленной амортизации;

3) для начисления амортизации  основных средств используется  прямолинейный метод начисления. Данный метод распространяется  на все виды основных средств,  кроме вычислительной и оргтехники;

4) для начисления амортизации  на вычислительную и оргтехнику  применяется метод уменьшающегося  остатка;

5) стоимость существенных  обновлений и усовершенствований  основных средств капитализируется.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств, которые оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Основные средства могут  поступать на предприятие ПК «Экожан» следующим образом:

- в результате строительства  производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств;

- приобретение машин, оборудования, транспортных средств;

- изготовления своими  силами инвентаря, оборудования, мебели;

- перевода молодняка животных  в основное стадо;

- зачисление в основные  средства декоративных, защитных  и других насаждений; безвозмездного  поступления от других лиц;

- финансируемой аренды  объектов (после перехода права  собственности);

- вкладов в уставной  капитал.

Схема первичной документации по учету движения основных средств в ПК «Экожан» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Первичная документация по учету движения основных средств  ПК «Экожан»

Наименование документов

Кем составляются документы

Какие операции оформляются  документами

Оформление операций по поступлению основных средств

Акт приема-передачи основных средств (форма № ОС-1)

Приемочной комиссией  предприятия, принимающего основные средства

Приемка основных средств:

а) построенных или  при-обретенных в порядке капи-тальных вложений;

б) приобретенных  за счет финансирования целевых мероприятий;

в) поступивших безвоз-мездно;

г) купленных у  различных организаций.

Оформление операций по выбытию основных средств

Акт приема-сдачи  отре-монтированных, рекон-струированных и модер-низированных объектов (форма № ОС-3)

Представителями пред-приятий или цехов, сдающих и принимаю-щих основные средства

Принятие основных средств из капитального ремонта, реконструкции  и модернизации

Акт приема-передачи основных средств (форма № ОС-1)

Акт о ликвидации основных средств (форма № ОС-4)

Приемочной комиссией  предприятия, принимающего основные средства.

Комиссией предприятия

Передача основных средств другому субъекту

Выбытие основных средств в случаях полной либо частичной ликвидации

Оформление операций по перемещению основных средств  внутри предприятия

Накладная на внут-реннее перемещение основных средств (форма № ОС-2)

Работниками пред-приятия, сдающими и принимающими основные средства

Перемещение основных средств из одного цеха в другой. Передача основных средств в ремонт


Поступление основных средств  оформляется актом типовой междуведомственной формы № ОС-1 «Актом приемки-передачи (перемещения) основных средств» (Приложение А).

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном  экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией. К актам приемки-передачи (перемещения) основных средств прилагается техническая документация (паспорт станка, здания) на данный объект. Акт приемки-передачи, заполненный и подписанный членами комиссии, вместе с паспортом и другой техдокументацией на приобретение (сооружение) объекта передают в бухгалтерию предприятия, где на основании этих документов закрепляют поступивший объект за материально ответственным лицом.

В данном акте помимо обязательных реквизитов, комиссия отражает срок полезного  использования и прогнозируемую ликвидационную стоимость объекта. Срок полезного использования основных средств определяется хозяйствующим  субъектом самостоятельно при принятии объекта к учету, исходя из технических  условий его эксплуатации, норм, установленных субъектом или  других условий.

При оформлении внутреннего  перемещения основных средств Акт  выписывается в двух экземплярах  работником подразделения (отдела) –  сдатчика. Первый экземпляр с распиской  получателя и сдатчика передается в  бухгалтерию, второй - подразделению (отделу) – сдатчику.

При безвозмездной передаче (дарении) основных средств другому субъекту, Акт составляется в двух экземплярах (для субъектов, сдающих и принимающих объект). При реализации основных средств другому субъекту Акт составляется в трех экземплярах: первые два остаются у сдающего субъекта (где первый экземпляр прилагается к отчету об остатках и движении основных средств, а второй – к расчетно-платежным документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.

Бухгалтерия закрепляет поступивший  объект за материально-ответственным  лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный  номер, вносит объект в Инвентарный  список и делает запись по оприходованию  основных средств. В приложении Б представлен инвентарный список основных средств.

Рассмотрим операцию поступления  основных средств на предприятие  путем внесения его учредителем  в качестве вклада в уставный капитал.

Вклад Абылкаирова М.Т. в  уставный капитал ПК «Экожан» внесен в виде объектов основных средств (производственного  здания и склада), который был  оценен в денежной форме в размере 71,5 тыс.тенге.

Основные средства были приняты  к бухгалтерскому учету по первоначальной (фактической) стоимости. Фактической  стоимостью основных средств, внесенных  в счет вклада в уставный капитал  предприятия, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) предприятия.

Внесение учредителем  вклада в уставный капитал в виде основных средств происходит на основании приходного первичного документа - акта приемки-передачи основных средств.

На основании этого  акта и учредительного договора бухгалтерией производятся записи (Таблица 2.2). 

 

Таблица 2.2 – Корреспонденция  счетов по учету уставного капитала

Содержание операции

Сумма, тыс.тг

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Задолженность учредителей  по вкладам в уставный капитал

71,5

5110

5030

Поступление основных средств и нематериальных активов  от учредителей в качестве уставного  капитала

71,5

2412

5110


При оформлении приемки производственного  сооружения и здания склада в ПК «Экожан» был составлен акт в  одном экземпляре. Акт составляется приемочной комиссией, назначенной  распоряжением руководителя ПК «Экожан», в которую обычно входят инженер, мастер по производству и представители бухгалтерской службы. Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт, после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем субъекта или лицами на то уполномоченными.

Порядок отражения выбытия  основных средств зависит от того, по какой причине основные средства выбыли. Чаще всего эти причины следующие: при ликвидации по физическому и моральному износу, в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятии, цехов или других объектов, при вкладе в уставный капитал, при сдаче объектов в долгосрочную (финансируемую) аренду, в результате аварий, нарушения нормальных условии эксплуатации, при безвозмездной передаче другим юридическим и физическим липам, дарении, передаче (продаже) межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям, реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов, при обмене, недостаче и т.п.

Ликвидация бывает полной или частичной (при переоборудовании и модернизации объекта). В порядке ликвидации с баланса ПК «Экожан» списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение вследствие физического или морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате аварии, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или переданы другим предприятиям.

Для определения непригодности  основных средств, а также для  оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя ПК «Экожан» создаются постоянно действующие  комиссии в составе главного инженера, главного бухгалтера, материально ответственных  лиц и представителя государственной  автоинспекции (при списании автотранспортных средств). В комиссию при списании с баланса отдельных видов  основных средств включают соответствующих специалистов: инженеров-механиков, инженеров-энергетиков, инженеров-технологов и других специалистов.

Постоянно действующие комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают  их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию; причины  списания, а в необходимых случаях  и виновных в преждевременном  списании объектов; возможность использования  отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку; составляют акты на списание основных средств. Комиссия обязана  при составлении актов использовать паспорта, поэтажные планы, ведомости  дефектов, акты об авариях машин  и другую имеющуюся документацию.

Здания и сооружения списывают  при износе основных конструктивных элементов, невозможности или нецелесообразности восстановительного ремонта; тракторы, автомобили, самоходные машины - лишь при  предельном износе базовых деталей, большинства узлов и агрегатов. При этом предприятие списывает  с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся  к основным средствам, до истечения  срока их службы только в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных  бедствий.

Полное или частичное  списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют Актом о ликвидации основных средств. Акт составляет в  двух экземплярах комиссия, назначенная  руководителем ПК «Экожан», или лицом  на то уполномоченным. Первый экземпляр  Акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и  является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов, металлолома  и т.п. Затраты по списанию, а также  стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражают в акте по разделу "Расчет результатов списания объекта". Акт приведен в приложении В.

В данном акте дается характеристика списываемых объектов основных средств, указывается причина выбытия, приводится описание технического состояния основных частей, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность ремонта. Кроме того, определяется результат  от ликвидации объекта. При списании объектов вследствие аварий, а также  преждевременного износа или разукомплектования, к акту должны быть приложены документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых к виновным.

Акт утверждается руководителем  ПК «Экожан». Только после его утверждения  можно приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие  счета по ценам возможного использования  или реализации.

На основании акта на ликвидацию основных средств делают отметки  о выбытии основных средств в  инвентарных карточках, описях инвентарных  карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.

В случаях нарушения действующего порядка списания основных средств, а также бесхозяйственного отношения  к материальным ценностям, полученным от ликвидации (уничтожение, сжигание и т.п.), виновных в этом должностных  лиц привлекают к ответственности  в установленном порядке.

Излишнее, не используемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, инвентарь, рабочий и продуктивный скот могут быть проданы другим юридическим  и физическим лицам. При этом с  покупателем оговариваются условия  продажи-покупки, продажная цена. Она  зависит от величины остаточной стоимости  продаваемого объекта, его качественного  состояния, спроса и предложения  на рынке на такие товары. Цена, по которой предприятие продает  основные средства, может быть на уровне остаточной стоимости, выше ее или ниже. Средства, полученные от продажи излишних, неиспользуемых основных средств, остаются, как правило, в распоряжении предприятия.

Информация о работе Учет, аудит и оценка основных средств (на примере ПК «Экожан»)