Учетная политика предприятия: принципы ее формирования и раскрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
Изучить процесс формирования и раскрытия учетной политики предприятия, а так же проблемы ее совершенствования.
При этом в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть требования и способы бухгалтерского учета, предъявляемые к учетной политике;
изучить формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
рассмотреть основания внесения изменений в учетную политику, а так же факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………………....3

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………....5
1.1. Принципы и требования, предъявляемые к учетной политике…………..…5
1.2. Формирование учетной политики для целей
бухгалтерского и налогового учета…………………………………………...7
1.2.1. Обоснование формирования
учетной политики…………………………………………………...…..7
1.2.2. Формирование учетной политики
для целей бухгалтерского учета…………………………………..…10
1.2.3.Формирование учетной политики
для целей налогообложения…………………………………………..12
1.3. Основания внесения изменений в учетную политику……………………..13
2. РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА…………………………………16
2.1. Организационно-технический раздел
учетной политики предприятия……………………………………………..16
2.2. Методический раздел учетной политики предприятия……………………18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………..29
3.1. Совершенствование учетной политики для целей бухгалтерского учета
и для целей налогообложения…………………………………………………..29
3.2. Сближение учетной политики по РСБУ с МСФО……………………….…….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УП.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сопоставление элементов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета

 

Элементы                                        учетной политики

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Методы учета доходов и расходов

- метод начисления;            

- кассовый метод. Применять кассовый  метод могут  только те организации, у которых в среднем за предыдущие  четыре квартала выручка  от  реализации товаров, работ или  услуг не превысила 

1 000 000 руб. за квартал   

Используется только метод начисления 

Методы учета доходов и расходов по  дого-                         ворам, имеющим  длительный цикл  выполнения              

- равномерный учет;

- учет пропорционально доле  фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете   

- по мере готовности  работы,  услуги,    продукции (с использованием  счета 46   

- по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции  в   целом              

Методы  оценки материально-производственных запасов

- по стоимости первых по времени  приобретения (ФИФО);     

-по стоимости единицы товара 

- по средней стоимости;  

- по стоимости  последних  по  времени  приобретения (ЛИФО);                                                  

- по стоимости первых по времени  приобретения (ФИФО);       

- по средней стоимости;  

- по стоимости  последних  по  времени  приобретения (ЛИФО);       

Учет транспортно-заготовительных расходов                

Организация учитывает такие расходы  в зависимости от условий договора либо в составе  покупной  стоимости  товаров либо  в  составе  прямых  расходов  на продажу                              

-учитывать  такие расходы в  себестоимости приобретения товаров;

- учитывать такие расходы  отдельно  в составе расходов на продажу          

Формирование   стоимости товаров в розничной торговле    

Товары  учитываются по покупной  стоимости 

Розничная торговая  организация  имеет право выбора из двух вариантов: 

- учет товаров по покупным  ценам  (на счете 41);

- учет товаров по продажным  ценам  (на счетах 41 и 42)                      

Амортизация основных средств. Срок службы основных средств   

Срок службы основных средств организация  определяет  самостоятельно, но  в пределах установленных норм          

Срок службы основных средств организация определяет самостоятельно        

Амортизация основных средств. Методы  начисления           

Амортизацию  можно  начислять применительно  к группе основных средств  одним из двух методов:

-линейным;

- нелинейным

Амортизацию  можно начислять  одним из четырех методов:

- линейным    

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости  по  сумме  чисел лет срока  полезного использования; 

-списания  стоимости  пропорционально объему продукции (работ)                    

Амортизация МБП    

Не признаются амортизируемым  имуществом, объекты  со сроком полезного  использования до  12  мес.  включительно (вне зависимости от  их  стоимости)  и стоимостью до 20 000 руб. включительно вне зависимости от срока их использования).

При учете МБП возможны два варианта:

-амортизация в общем порядке;

- учет  в  составе  материально-производственных  запасов.

 В последнем  случае необходимо  установить  лимит  стоимости  таких объектов, но не более 20 000 руб. за единицу.   

Амортизация недвижимости, на которую не зарегистрировано

право собственности

Объекты  недвижимости начинают амортизироваться после того, как организация подаст документы на регистрацию

Организация имеет право выбора из двух вариантов действий:

- после  подачи документов на государственную регистрацию недвижимость учитывается на  отдельном субсчете  счета 01 и начинает амортизироваться в общем порядке;

- недвижимость учитывается до  момента государственной регистрации  на  счете 08 и не амортизируется          

Переоценка основных средств

Результаты переоценки в налоговом учете не отражаются и не учитываются

Коммерческие организации имеют право провести переоценку ОС. После ее проведения в дальнейшем они должны проводить переоценку регулярно

Амортизация НМА. Методы начисления

Амортизацию можно начислять одним из двух методов:

-линейным

-нелинейным

Амортизацию можно начислять одним из трех методов:

-линейным

-уменьшаемого остатка

-пропорционально объему продукции, работ или услуг

Оценка НЗП

Организация вправе самостоятельно установить способ оценки НЗП

Организация вправе самостоятельно установить способ оценки НЗП

Создание резерва по сомнительным долгам

Порядок формирования резерва не предусматривает вариантов

Порядок формирования резерва жестко регламентирован

Создание резервов предстоящих расходов и платежей

Организация вправе создавать следующие резервы:

-резерв по гарантийному ремонту;

-резерв по ремонту ОС;

-резерв на оплату отпусков  и вознаграждений;

-резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Организация вправе создавать следующие резервы:

- по  гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию;  

- предстоящих  расходов  на оплату  от                           пусков;

- на выплату ежегодного  вознаграждения за выслугу лет  и по итогам  работы  за год;

- на ремонт основных  средств;

- на  предстоящие расходы  на рекультивацию земель и  осуществление иных природоохранных  мероприятий;

- на ремонт предметов  проката;       

- на затраты по подготовительным  работам к сезонному производству;        

- на покрытие непредвиденных  затрат . 

Порядок списания расходов будущих периодов

Понятие «расходы будущих периодов»  отсутствует. Равномерно в течение периода, к которому они относятся, списываются расходы на определенные виды страхования и стоимость полученных лицензий.

Перечень расходов будущих периодов организация устанавливает самостоятельно. Списывать данные расходы можно одним из двух методов:

-равномерно в течение периода, к которому они относятся;

-пропорционально объему продукции.

Порядок списания НИОКР

Равномерно списывается на прочие расходы в течение одного года. Расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками – организациями признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат.

Списываются в течение периода, установленного организацией, но не более пяти лет .

Списывать данные расходы можно одним из двух методов:

- линейным;

- списания расходов пропорционально объему продукции, работ, услуг.

Порядок списания расходов на освоение природных ресурсов

В зависимости от вида расходов они списываются либо равномерно в течение 12 месяцев, либо 5 лет, но не более срока эксплуатации.

Устанавливается организацией самостоятельно

Порядок списания общехозяйственных расходов (ОХР)

Косвенные расходы списываются единовременно в том периоде, к которому они относятся.

Организация имеет право на выбор из двух вариантов действий:

-ежемесячно списывать ОХР в  дебет сч. 90;

-в конце отчетного периода  распределять на счета 20, 23 и 29.

Порядок учета % по кредитам и займам

Организация имеет право на выбор из двух вариантов признания данных расходов в учете:

-по лимиту;

-по сопоставимым процентам

Сумма процента признается в фактическом размере

Порядок списания финансовых вложений

Возможен выбор из трех методов оценки:

-по стоимости первых по времени  приобретения (ФИФО);

- по стоимости последних по  времени приобретения (ЛИФО);

- по стоимости единицы.

Возможен выбор из трех методов оценки:

- по первоначальной стоимости  каждой единицы бухгалтерского  учета финансовых вложений;

- по средней первоначальной  стоимости;

- по стоимости первых по времени  приобретения финансовых вложений (ФИФО);


 

 

1 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет /М.: ИНФРА-М, 2008 г., с. 156- 210.

2 Жуков В.Н. /Формирование учетной политики организации //Бухгалтерский учет – N 4, апрель 2009, с. 23-26.

3 Рожнова О.В. Финансовый учет. Теоретические основы, методологический аппарат. / М.: Изд-во "Экзамен", 2008 - с.192- 224

4 Клинов Н. А./В новый год с новой учетной политикой//Финансовая газета - N 9, март 2009 г., с. 9-14.

5 http://www.buhi.ru/text/49355-1.html

6  п. 52 Методических указаний по учету основных средств

7 письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63

8 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»  (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 №115н и от 27.11.2006 №155н)

 

9 п. 2.2 Методических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России от 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2.

 

10 п. 38 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н

11 п. 8 ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утв. приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н и п. 8 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н

12 п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н

13 п. 16 ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утв. приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. N 167

14 п. 11 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н

15 п. 19 ПБУ 15/01«Учет займов и кредитов и затрат по их облуживанию»

16 Соколов А.А./Проблемы формирования учетной политики //Экономический анализ: теория и практика - 2009. N11- С. 18– 27

 

17 Соколов А.А./Проблемы формирования учетной политики // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - N 11 (92). - С. 18 – 27

18 Требования к бухгалтерской отчетности - сравнительный анализ МСФО и РСБУ. http://www.2buhgalter.ru/articles/bukhuchet/69328.html


Информация о работе Учетная политика предприятия: принципы ее формирования и раскрытия