Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.
Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.
Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит-сураева.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Понимание соответствующих аспектов систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска, риска средств контроля и учетом иной информации позволяет:

  • определить виды вероятных существенных искажений, которые могут встретиться в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных искажений;
  • разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.

При разработке подхода  к проведению аудита в СПК принимается во внимание предварительная оценка риска средств контроля, а также оценка неотъемлемого риска для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят во внимание в отношении же предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамок и объема аудиторских процедур по существу.

Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению следующих целей:

  • осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
  • своевременный учет всех операций и прочих событий в точных суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.
  • по причине существования неотъемлемых ограничений системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не могут дать исчерпывающих доказательств достижения поставленных перед такими системами целей.

В процессе получения  представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, необходимого для планирования аудиторской проверки, вначале приобретаются знания о структуре этих систем и их функционировании.

Размер и сложность  структуры аудируемого лица, а  также характер его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля оказывают влияние на форму и объем документации. Как правило, чем сложнее система бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица и чем объемнее аудиторские процедуры, тем больше объем документации аудитора.

Необходимо получить аудиторское доказательство посредством проведения тестов средств контроля для подтверждения любой оценки риска средств контроля, которая является ниже высокой. Чем ниже оценка риска средств контроля, тем больше подтверждений необходимо получить относительно надлежащей структуры и эффективного функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Тесты средств контроля выполняются с целью получения  аудиторских доказательств относительно эффективности:

  • структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений;
  • средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.

Основываясь на результатах тестов средств контроля, определяется, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля так, как предполагалось при предварительной оценке риска средств контроля.

В результате полученного  понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки существуют в этих системах. Перед составлением плана и программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками в СПК во главу стола ставится изучение состояния расчетов на предприятии и исследование имеющихся факторов риска, для того, чтобы получить предварительное представление о расчетах.

Для этого проверяется  наличие в организации необходимой  нормативной базы, перечень применяемых  первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

Далее оценивается система  оценки бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Для этого заполняются  заранее разработанные тесты. Тесты  позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ними задачи.

Тесты позволяют, установить насколько контроль расчетных  операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

2.4 Планирование  аудиторской проверки, связь с  учетной политикой предприятия

Планирование-это один из важнейших этапов аудита, так  как без разработки общей стратегии  и детального подхода не возможен качественный аудит.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью проведения аналитических процедур аудитор должен выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур, аудитору следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудитор  оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудитор должен собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита .

Учетная политика должна содержать:

- указание на то, что  организация пользуется типовыми  формами первичных учетных документов, или описание первичных учетных  документов, по которым не предусмотрены  унифицированные формы;

- схему документооборота;

- описание форм внутренней  бухгалтерской отчетности и т.д.;

При формировании учетной  политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и  организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством  и нормативными актами.

При подготовке общего плана  и программы аудита аудитору следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудитор определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудитор выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудитору следует  учитывать степень автоматизации  обработки учетной информации, что  также позволит аудитору точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудитор, если сочтет это  целесообразным, может согласовать  с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При  этом аудитор является независимым в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудитором процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита .Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе аудита у аудитора могут возникнуть основания для  пересмотра отдельных положений  общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений  аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудитор  должен предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • реальные трудозатраты;
  • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • уровень существенности;

  В общем плане аудитор определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование аудиторской  группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством  работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем  аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской  группы (исполнителя) при возникновении  разногласий в оценке того или  иного факта между руководителем  аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудитор определяет в  общем плане роль внутреннего  аудита, а также необходимость  привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально  оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор  в процессе работы имел возможность  делать ссылки на них в своих рабочих  документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств  контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных  для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры  по существу включают в себя детальную  проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому  разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методика  проведения аудита расчетов с  покупателями и заказчиками

 

3.1 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые ему необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств определяет федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства». Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками