Аудит основных средств на примере ЗАО «Дашковка», Московская область, Серпуховский район, п. Большевик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудита. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международным и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ....……………………… 5
1.1. Нормативное регулирование аудита основных средств……………..……… 5
1.2. Экономическая сущность основных средств и основные проблемы по формированию отчетной информации о состоянии и движении основных средств ………………………………………….…………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………... ……... 13
2.1. Организационная характеристика предприятия ЗАО «Дашковка» ………. 13
2.2. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ЗАО «Дашковка»………………………………………………….. 16
2.3. Анализ состояния и использования объектов основных средств в
ЗАО «Дашковка»………………………………………….…………………….. 22
2.3.1. Анализ состояния основных средств ………….…………………………. 25
2.3.2. Анализ эффективности использования основных средств ..……………. 28
2.4. Организация учётной работы в ЗАО «Дашковка»...……………………….. 31
2.4.1. Учет основных средств…………..………………………………………… 33
2.4.2. Учет амортизации основных средств .……………………………………. 36
2.4.3. Учет выбытия основных средств………………………………………….. 39
2.4.4. Инвентаризация основных средств……………………...………………… 40
2.4.5. График документооборота по учету основных средств ………………….42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ………….. 44
3.1. Существенность в аудите. Расчёт уровня существенности ………...……... 44
3.2. Система рисков аудита. Расчёт уровней риска в аудите ………………….. 47
3.3 Выборка в аудите. Расчет объема выборочных совокупностей.....................53
3.4. Составление плана и программы аудита ………………………………….... 62
ГЛАВА 4. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ …………………………………… 71
4.1. Аудит системы внутреннего контроля ……………………………………... 71
4.2. Аудиторские процедуры по существу………………………………………. 77
4.2.1. Аудит наличия и сохранности основных средств ………………………...77
4.2.2. Аудит поступления основных средств …………………………………….80
4.2.3. Аудит выбытия основных средств …………………………………………82
4.3. Влияние установленных ошибок при ведении бухгалтерского учёта основных средств на показатели финансовой отчётности ……………………. 84
Выводы и предложения ………………………………………………………….. 88
Заключение ………………………………………………………………………... 90
Список использованной литературы…………………………………………….. 92

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Бодрова (правленая преподав.).doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.

Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Программа аудиторской проверки

Перечень проверяемых процедур и вопросов

Рабочие документы

Примечание

1

Аудит наличия и сохранности основных фондов

   
 

Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01 «Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договоры аренды, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс.

Сальдо должны совпадать

 

Ознакомление с инвентарным составом ОС

Инвентарная опись ОС, договоры аренды

Выявить наличие арендованных ОС, ОС сданных в аренду

 

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды

По ОС арендованным и сданным в аренду - применяется сплошная проверка

 

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ

инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная проверка

 

Проверка физического наличия ОС: осмотр объектов ОС

 

Наблюдения аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС

 

Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам

Учетная политика,

 
 

Проверка правильности классификации ОС

   
 

Проверка правильности оформления прав собственности на объекты ОС

Договоры аренды, купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора

 
 

Проверка первичной учетной документации по поступлению, перемещению и выбытию ОС

Акты приема - передачи, технический паспорт и др.

 
 

Правильность оценки и переоценки основных средств

счет -фактуры, накладные

 

1.11

Проверка обеспечения сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации

сличительная ведомость решения руководства по итогам проведения инвентаризации

 

2

Аудит поступления основных средств

   

2.1

Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01»

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными полученного списка

 

Проверка физического наличия вновь приобретенных объектов ОС

 

при посещении аудитором мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС

 

Проверка создания комиссии по приемке основных фондов

Приказы, распоряжения

 
 

Проверка оформления первичных учетных документов

 

Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС

 

Проверка документов по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др.

Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.

 

Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета

Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08

Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.

 

Проверка надлежащего отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС

Акты-приемки передачи, инвентарные карточки, ведомость по счету 01,08

Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС

 

Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76

 

3

Проверка операций по выбытию ОС

   
 

Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС

Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99

 
 

Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной документации

Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи, инвентарные карточки

 
 

Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета

Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы износа со счетов их учета, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

   
 

Получение ведомости начисления износа

Ведомость износа ОС по видам

 
 

Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения

Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств

Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду

 

Определение перечня проверяемых основных средств

Ведомость износа ОС по видам

 
 

Проверка правильности начисления износа

Ведомость начисления износа

Проверка по выбранным объектам детальная

 

Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов

Ведомость износа ОС

Все ли объекты ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС

 

Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета

Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02

Суммы должны совпадать

 

Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат

Ведомость по счету 02, 20, 26 и др.

 

5

Аудит арендованных ОС и ОС,

 сданных  в аренду

   
 

Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной

Договоры аренды

Условия предоставления, срок аренды имущества

 

Проверка порядка приемки на учет арендованных ОС

Договоры аренды, приемо-сдаточные акты

Наличие и правильность оформления

 

Проверка учета таких ОС на предприятии

Счет 001

При долгосрочной аренде и при текущей - на 001.

 

Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду

договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91

Соответствие договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий)

Аудит восстановления ОС

Учетная политика,

 
 

Проверка и оценка порядка

приказы, сметы, отчеты

 
 

учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Аудит системы внутреннего  контроля

 

Внутренний контроль и систему учёта основных средств необходимо осуществлять на основании устного опроса лица, ответственного за данный участок проверки, аудитор определяет факты, которые существенным образом влияют на хозяйственные проверки. Учётные решения, выбор которых предоставлен предприятию нормативными документами, представлен в таблице 26.

Таблице 26

Участок учёта

Нормативные акты, которым предоставлено право выбора

Альтернативные варианты

Применяется в организации

Амортизация основных средств

1. ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»;

2. Методические указания по бухгалтерскому  учёту основных средств;

3. Положение о порядке исчисления  амортизационных отчислений по  основным фондам в народном  хозяйстве (ВТ-21-Д 29.12.90);

4. Положение по ведению бухгалтерского  учёта и отчётности в РФ. (Приказ  МФ РФ №4311 от 29.07.98), п..48.

1. Линейный способ;

2. Способ списания стоимости  пропорционально объёму продукции;

3. Способ уменьшаемого остатка;

4. Способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования.

«+»

Амортизация нематериальных активов.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.56.

1. Линейный способ, исходя из норм  исчисленных организацией на  основе срока их полезного  использования;

2. Способ списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ, услуг).

«+»

Разделение средств труда на основные средства и материалы.

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 50

Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев.

«+»

Инвентаризация имущества и обязательств.

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 16.

Состав видов имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, отражено в учетной политике.

«+»


 

Отражение в бухгалтерском учёте:

Первичные и общие документы

  • Форма ОС -1- акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма №101 –АПК);
  • Форма ОС -3- акт приёмки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов(форма №102 – АПК);
  • Документы, подтверждающие изготовление объектов хозяйственным способом;
  • Форма ОС -6 – инвентарная карточка учёта основных средств;

Регистры синтетического и сводного учёта.

  • Главная книга;
  • Журналы-ордера – 10,13 АПК;
  • Оборотная ведомость основных средств в разрезе производств, цехов и других мест их эксплуатации и хранения;
  • Ведомость наличия основных средств по инвентарным номерам             (инвентаризационная опись);
  • Ведомость наличия оборудования.

Бухгалтерская отчётность, в которой находят отражение разделы:

1. Бухгалтерский баланс – ф №1;

2. Отчёт о прибылях и убытках – ф №2;

3. Приложение к бухгалтерскому балансу –ф №5;

4. Статистическая отчетность;

5. Налоговая отчетность.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учёта и достоверности бухгалтерской отчётности, аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства.

Собирая их, аудитор применяет несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учёта основных средств, аудитор применяет следующие способы получения:

  • проверка арифметических расчётов организации;
  • инвентаризация;
  • проверка соблюдения правил учёта отдельных хозяйственных операций;
  • подтверждение;
  • аналитические процедуры.

По всем направлениям проверки аудитор составляет рабочие документы аудитора.

Для разработки эффективного подхода к аудиту основных средств на стадии планирования производится предварительная оценка система внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен:

- проверить наличие и  действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств;

- осуществить экспертизу  порядка документального оформления  фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики  и схемы документооборота;

- провести анализ соответствия применяемой формы учета;

- проверить наличие регистров  налогового учета;

- установить, соблюдается  ли установленный порядок подготовки  и представления внутренней бухгалтерской  отчетности, обобщить информацию  о составе, масштабах и характере  операций в проверяемом периоде.

Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля применяется тестирование.

Таблица 27.

Тест внутреннего контроля по объекту ОС

Содержание

Ответы

Примечание

Да

Нет

1. Имеется ли приказ  о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств

 

Отражено в учетной политике

2. Определены ли сроки  проведения инвентаризации основных  средств в учетной политике 

 

В обязательном порядке при смене материально-ответственных лиц, обнаружения фактов хищения или порчи имущества, авариях и стихийных бедствиях

3. Проведена ли инвентаризация  в установленные сроки 

   

4. Когда была последняя  инвентаризация

 

Октябрь 2012 года

5. Отражены ли результаты  инвентаризации в учете

   

6. Проводилась ли переоценка ОС

 

В отчетном году не производилась

7. Фиксируется ли в  учетных регистрах место размещения  и эксплуатации основных средств

   

8. Имеются ли приказы  о назначении лиц, ответственных  за сохранность основных средств  в местах эксплуатации 

+

   

9. Заключены ли договоры  о полной материальной ответственности  с лицами, ответственными за сохранность  ОС

 
 

10. Использует ли организация  унифицированные формы первичных  документов 

 

Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет

11. Разработан ли график  документооборота по учету основных  средств

 

В приказе об учетной политике предусмотрено

12. Осуществляет ли главный  бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

 

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению их в бухгалтерию являются обязательными для всех работников – отражено в учетной политике

13. Произведена ли классификация основных средств

 

ОС классифицированы по месту использования

14. Разработан ли кодификатор основных средств

   

15. Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе

 

Аналитический учет ОС ведется

16. Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета

 

При составлении квартальной и годовой отчетности

17. Использует ли организация арендованные объекты ОС

 
 

18. Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств

 

Используется линейный способ

19. Имеются ли ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:

- с истекшими нормативными  сроками эксплуатации;

- по которым амортизация  не начисляется;

- по которым применяются  понижающие коэффициенты;

- находящимся на консервации;

- по которым начисление  амортизации приостановлено;

- по которым применяется  ускоренная амортизация;

- непроизводственного назначения;

- используемые по договору  аренды;

- переданные организацией  в аренду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств

 
 

21. Есть ли в бухгалтерии действующие нормативные документы (все ли), определяющие правила ведения учета ОС.

 

Отдел пользуется разработанными на предприятии методическими рекомендациями

22. Были ли случаи безвозмездного поступления или передачи ОС

 
 

23. Были ли товарообменные операции с участием ОС

 
 

24. Осуществляет ли организация строительство основных средств

 

+

 

25. Производились ли в отчетном периоде затраты на модернизацию или реконструкцию ОС

 
 

При проведении внутреннего контроля ЗАО «Дашковка» было выявлено:

  • Не предусмотрен порядок переоценки ОС;
  • Отсутствуют договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств;
  • Не выбран вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Учитывая недостатки внутреннего контроля ЗАО «Дашковка» системы внутреннего контроля можно оценить как среднюю, но необходимо устранить выявленные нарушения.

При оценке внутреннего контроля мы убедились в том, что можем опереться на существующие средства контроля и проводить аудит предприятия менее детально и более выборочно.

Отбор объектов основных средств для проведения проверки осуществлялся по следующим признакам:

- максимальная стоимость  ОС

- различные амортизационные группы

- поступления в исследуемом  периоде

- выбытия в исследуемом  периоде.

- арендуемые основные  средства

- основные средства, находящиеся  на ремонте в исследуемом периоде.

Вопросы, по которым получены доказательства в ходе аудита:

1. Наличие и сохранность основных средств и нематериальных активов;

2. Правильность отнесения предметов к основным средствам;

3. Правильность оценки основных средств в учёте.

4. Правильность оформления и отражения в учёте операций по поступлению и выбытию основных средств.

5. Правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учёте и отчётности.

 

4.2. Аудиторские процедуры по  существу

4.2.1. Аудит наличия и  сохранности основных средств

 

1. Проверка полного списка основных средств

По данным отчета по ОС за 01.01.2012 по 31.03.2012 в ЗАО «Дашковка» в организации на учете числится 138 инвентарных объектов. Каждому объекту присвоен соответствующий инвентарный номер.

Таблица 28

Результаты проверки тождественности остатков и оборотов по счетам главной книги и оборотно-сальдовой ведомости

Наименование документа

Остаток на начало периода

обороты за период

остаток на конец периода

 

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

Кредит

Главная книга по сч. 01 с 01.01.2012 по 31.03.2012

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Оборотно- сальдовая ведомость по сч. 01 с 01.01.2012 по 31.03.2012

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Ведомость по счету 01 с 01.01.2012 по 31.03.2012

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Информация о работе Аудит основных средств на примере ЗАО «Дашковка», Московская область, Серпуховский район, п. Большевик