Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В соответствии с ПБУ 6/01, который введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Аудит основных средств
1.1 Понятие и классификация основных средств…………………………….…………………………..........................4
1.2 Нормативное регулирование аудита основных средств…….………………………………………………..............................6
обзор методик аудита основных средств
2.1 Аудит основных средств по методике В.И. Подольского………..
2.2 Аудит основных средств по методике В.П. Суйц……………..
2.3 Аудит основных средств по методике Бровкиной М. Д………….
2.4 Обобщение методик аудита основных средств……………
Заключение……………………………………………………………………..24
список использованных источников……………………………..................25

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_Audit_osnovnykh_sredstv_osnovnoy (2).docx

— 92.91 Кб (Скачать файл)

В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие н дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения производства.

Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерским записям в них можно убедиться в том, насколько правильно были отражены операции по движению основных средств на счете 01 «Основные средства».

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств - расширенная процедура, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

Привлечение таких документов, как счет-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки(акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам – это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта , по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом устанавливаются отраженные в учете суммы налогов и расходов по страхованию основных средств.

В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

 

Проверка учета движения основных средств.

Пути поступления основных средств на предприятие:

  • приобретение за плату от поставщиков;
  • безвозмездное поступление;
  • учредительские взносы в уставный капитал;
  • выкуп арендованных основных средств;
  • возврат имущества ( основных средств) по договору о совместной деятельности.

Поступление основных средств оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств ( форма ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

  • ликвидация в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;
  • ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;
  • передача основных средств другим организациям.

Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств ( форма ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дат выбытия объекта и номер акта.

В местах использования основных средств ( в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств( форма ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после необходимых записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств( износа). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, затем обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируют и записывают в карточку учета движения основных средств.

Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать :

  • неточное исчисление амортизации;
  • искажение сумм исчисляемых налогов;
  • неправильное отражение основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

  • при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов преима-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
  • при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
  • при приобретении объектов основных средств в комплекте( например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка-перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
  • при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
  • объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включается в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;
  • объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001;
  • при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны, за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС ( для непроизводственной сферы);
  • для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя  должна быть создана постоянно действующая комиссия;
  • если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
  • все детали, узлы, агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Это операция отражается записью в бухгалтерском учете ( Д10- К 01).

 

Проверка учета расчетов по начислению амортизации.

В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного  фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

По объекту основных средств амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Прекращаются амортизационные начисления по объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.

Отражаются амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отчетного периода к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм на отдельном счете.

В настоящее время могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

  1. способ уменьшаемого остатка
  2. способ списания стоимости по сумме чисел лет сорока полезного использования
  3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой сумы.

Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответсвующей группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства- производственного или непроизводственного назначения.

Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным, установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.

В связи с тем, что в настоящее время, многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам .

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ; не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектом основных средств, в документах которых не указаны шифры

При контроле начисления амортизации необходимо учитывать, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

При проверке начисления амортизации основных средств следует проверить, как начисляется амортизация по видам и  амортизационным группам в целях налогообложения в соответсвии со ст.257 и 258 НК.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести информацию о них до сведения клиента, предложить их исправить и внести необходимые коррективы в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будующем.

2.2 Аудит основных средств по методике Суйц В.П.

В ходе проверки аудиторам необходимо выяснить суть учетной политики аудируемого лица и ее соблюдение. При проверке обращается внимание как на содержание учетной политики, так и на раскрытие информации об оценке отдельных видов имущества и обязательств.

Аудиторская проверка основных средств охватывает все группы операций, связанных с бухгалтерским учетом основных средств: поступлением, выбытием, начислением амортизации, арендными операциями, организацией ремонта, правильности ведения бухгалтерского учета, отражением и погашением задолженности по налогам, соблюдением учетной политики.

При проведении аудиторской проверки основных средств аудиторы особенно внимательно анализируют те области учета, которые, по их мнению, связаны с повышенным риском:

  • основные средства не зарегистрированы в государственном реестре;
  • завышены нормы амортизации, использованные для расчета ежемесячных амортизационных отчислений;
  • основные средства не существуют или отсутствуют;
  • не заполнен реестр основных средств;
  • учетные записи не соответствуют данным Главной книги или бухгалтерского баланса;
  • неправильно отражены в бухгалтерском учете поступления и выбытия основных средств;
  • отсутствует первичная документация по операциям, связанным с основными средствами;
  • неправильно начислена ежемесячная амортизация;
  • вновь приобретенные или введеные в эксплуатацию средства официально не зарегистрированы, но отражены на счете 01 «Основные средства»;
  • сальдо по счетам учета основных средств на начало отчетного периода не соответствует сальдо на коне предыдущего отчетного периода;
  • капитальный ремонт основных средств отражен в бухгалтерском учете  ненадлежащим образом.

Информация о работе Аудит основных средств