Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, не загрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности.

Содержание

Введение
1.Сущность аудита основных средств и их нормативное правовое регулирование.
1.1.Цель и информационная база аудита основных средств.
1.2.Нормативное правовое регулирование аудита основных средств.
1.3.Этапы аудита основных средств.
2.Планирование аудита основных средств.
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица.
2.2.Оценка системы бухгалтерского учета ,системы внутреннего контроля , уровня существенности и аудиторского риска.
2.3.Формирование плана и программы аудита основных средств.
3.Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование.
3.2. Обобщение результатов проверки основных средств.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССКИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО.

 

 

 

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ.

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА.

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ «АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» 

Содержание

 

Введение

1.Сущность аудита основных средств и их нормативное правовое регулирование.

1.1.Цель и информационная база аудита основных средств.

1.2.Нормативное правовое регулирование аудита основных средств.

1.3.Этапы аудита основных  средств.

2.Планирование аудита  основных средств.

2.1. Понимание деятельности аудируемого лица.

2.2.Оценка системы бухгалтерского  учета ,системы внутреннего контроля , уровня существенности и аудиторского  риска.

2.3.Формирование плана  и программы аудита основных  средств.

3.Сбор аудиторских доказательств  и обобщение результатов проверки.

3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование.

3.2. Обобщение результатов проверки основных средств.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

 

 

Введение.

С основными средствами как  объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, не загрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.  
   В традиционных методиках аудиторских проверок операций с основными средствами отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации. При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др.  
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 307-ФЗ(с изм., внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 N 358-ФЗ) «Об аудиторской деятельности» и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696) Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.  Для достижения цели аудитору необходимо:  
- оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;

- оценить соблюдения требований нормативных актов при ведение бухгалтерского учета аудируемого лица;

- оценить достоверность  бухгалтерского учета и отчетности  или констатировать о  не  достоверности. 
- определить методы проверки;  
- разработать программу аудиторских процедур по существу.  

Задачи аудита операций с  основными средствами можно подразделить на основные и дополнительные.  
При решении основных задач аудита основных средств осуществляется проверка правильности:  
- документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах поступления основных средств;  
- начисления и отражения в учете сумм износа;  
- определения финансовых результатов при выбытии (ликвидации) основных средств;  
- документального оформления и отражения в соответствующих учетных регистрах операций по движению основных средств.  
Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность аудита  основных средств и их нормативное  правовое регулирование.

 

1.1.Цель и информационная  база аудита основных средств.

 

Целью аудита основных средств  является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.( ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696))

Основной задачей и  целью аудита основных средств являются: 
-  установление правильности документального оформления и своевременного отражения в учете операций с основными средствами, их поступление, внутреннее перемещение и выбытие; 
-  проверка правильности расчета, своевременного отражения износа основных средств; 
- проверка целесообразности проведения ремонта основных средств, контроль за расходами на капитальный ремонт, за правильностью их отражения; 
-  проверка правильности отражения в учете финансовых результатов от выбытия (в т.ч. ликвидации) основных средств; 
-  контроль за сохранностью основных средств; 
-  проверка правильности проведения индексации основных средств; 
-  подтверждение законности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций с основными средствами; 
-  установление своевременности и правильности списания недоамортизированной части основных средств на финансовые результаты;

 

 

 

Информационная база аудита основных средств.

Источники информации, используемые при аудите оценки и переоценки основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Необходимо отметить, что  операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

  • акт (накладная) приемки-передачи основных средств — ф. ОС-1;
  • акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов — ф. ОС-3;
  • акт на списание основных средств — ф. ОС-4;
  • акт на списание автотранспортных средств — ф. ОС-4а;
  • инвентарная карточка учета основных средств — ф. ОС-6;
  • акт о приемке оборудования — ф. ОС-14;
  • акт приемки-передачи оборудования в монтаж — ф. ОС-15;
  • акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16.
  • журналы-ордера №№ 13, 10 и 10/1 — для ведения синтетического учета движения основных средств и их износа, а при использовании компьютерных информационных технологий машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;
  • Главная книга;
  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках
  • приложение к бухгалтерскому балансу;
  • другие документы, справки, расчеты и т.д.

 

 

1.2.Нормативное правовое  регулирование аудита основных  средств.

 

    Компетенция различных государственных органов РФ, а, следовательно, круг вопросов, по которым могут приниматься те или иные нормативно-правовые акты определяется Конституцией РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты федерации не могут принимать нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета, что система регулирования бухгалтерского учета едина и должна обеспечить единообразное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми организациями на всей территории РФ.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета включает четыре уровня. Первый уровень - Федеральный  закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ по вопросам бухгалтерского учета. Второй уровень включает положения по бухгалтерскому учету, третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы. Четвертый уровень включает рабочие документы конкретной организации.

 Система нормативного  регулирования аудиторской деятельности  также включает четыре основных  уровня. 
    Первый уровень включает закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. 
    К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Кроме того, действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. 
    Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. 
     Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов - прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

 

Наименование документа

Содержание

 

Первый уровень  – законодательный.

 

Гражданский кодекс РФ (Часть  первая и вторая) от 30.11.94 № 52-ФЗ

Определяет правовые основы деятельности организации

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Регламентирует систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Устанавливает  единый социальный налог, предназначенный  для мобилизации средств.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ

Определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, порядок регулирования бухгалтерского учета в РФ, порядок организации бухгалтерского учета в организациях.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. №34н (ред. от 24.12.2010 N 186н,)

Определяет порядок организации  и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

 

О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) "О финансовой аренде (лизинге)"

О финансовой аренде (лизинге).

 

Второй уровень  регулирования – нормативный.

 

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/98 от 09.12.98 г. № 60н (в ред. 30.12.2000 г).

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). от 06.07.99 г. № 43н (ред. от 18.09.2006).

Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

 

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). от 30.03.01 № 26н.

Учет основных средств, критерии признания ос, порядок оценки ,способы начисления амортизации, регламентирует раскрытие информации в бух.учете и отчетности

Положение по бухгалтерскому учету "Учет актива и обязательств, стоимость которых в иностранной  валюте"(ПБУ 3/2006 в ред. Приказов Минфина  РФ от 24.12.2010 N 186н)

Порядок оценки основных средств  стоимость которых выраженная в иностранной валюте.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций»  (ПБУ 9/99(в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н).

Содержит порядок признания  доходов организации по операциям с объектами основных средств.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций»  (ПБУ 10/99 27.04.2012 N 55н).

Содержит порядок признания  расходов организации по операциям с объектами основных средств

Постановление правительства  №1 от 01.01.2002 года (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 24.02.2009 N 165, от 10.12.2010 N 1011).

О классификации основных средств включенных амортизационные группы

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и  кредитам»   (ПБУ 15/2008 в ред от 27.04.2012 N 55н)

Определяет порядок включение  процентов по кредитам и займов стоимость  инвестиционных активов.

Третий уровень  регулирования – методологический

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Утвержденный приказом Министерства финансов РФ( в ред. Приказов Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н).

Определяет основной порядок  учету основных средств

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (в ред Приказов Минфина РФ от 24.12.2010 №186н).

Критерии отнесения объектов к основным средствам, состав основных средств , оценка, амортизация

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (в ред Приказа Минфина  РФ от 08.11.2010  №142н)

Об инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Постановление Госкомстата  РФ от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении  унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"

Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету основных средств

Четвертый уровень  регулирования – организационный

 
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

1.3.Этапы аудита основных  средств. 

Порядок проведения аудиторской  проверки, предшествующий формированию мнения аудитора, является предметом профессиональной компетенции аудитора и устанавливается аудиторской организацией.

Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить  на три основных этапа :

1) планирование;

2) сбор аудиторских доказательств;

3) завершения аудита.

На первом этапе аудитор:

  • Предварительно знакомится с заказчиком;
  • Оформляет свои отношения с заказчиком письмом о согласии на проведение аудита и договором возмездного оказания услуг;
  • Изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • Определяет существенность и риски предстоящей проверки;
  • Составляет общий план и программу аудита .

На основном (втором этапе)аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирования средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

  • Завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;
  • Подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведения аудита;
  • Сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика;
  • Подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Планирование  аудита основных средств.

2.1. Понимание деятельности  аудируемого лица.

При получении информации от аудируемого лица аудитор должен руководствоваться ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 8. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863,от 27.01.2011 N 30).

 

  Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Информация о работе Аудит основных средств