Аудит и публичность бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.

Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации. Она служит информационной базой финансового анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………...…………...….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1. Цели и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности ………..…..5

1.2. Нормативное регулирование аудита бухгалтерской отчетности и критерии обязательности аудита………………......................................................................9

ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.1. Публичность бухгалтерской отчетности …………………...…...………….12

2.2. Необходимость проведения аудита как условие для публикации отчетности ………………………………………………………………..………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…22

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...24

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………..….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....53

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

           Для муниципальных  унитарных  предприятий  законом  субъекта   Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

           Обязательный  аудит  бухгалтерской   (финансовой)     отчетности

организаций, ценные  бумаги  которых  допущены  к  обращению  на   торгах

фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и  страховых  организаций,  негосударственных   пенсионных фондов,  а  также  консолидированной   отчетности   проводится   только аудиторскими организациями.

          Договор  на  проведение  обязательного  аудита     бухгалтерской

(финансовой) отчетности организации, в  уставном  (складочном)   капитале

которой  доля  государственной  собственности  составляет  не    менее 25

процентов, а также на проведение бухгалтерской  (финансовой)   отчетности

государственного унитарного предприятия  или  муниципального   унитарного предприятия заключается по итогам  размещения  заказа  путем   проведения торгов в форме открытого конкурса. [5]

            Таким образом, аудит регулируется законами и положениями одинаково распространяющихся на все экономические субъекты.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, ее достоверность подтверждается независимыми экспертами (аудиторами), выводы которых основаны на принципах аудита бухгалтерской отчетности и нормативных документах, установленных в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ   БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

          2.1. Публичность бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Поэтому организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью: предоставить отчетность заинтересованным лицам непосредственно или через ее опубликование.[6]

Под опубликованием бухгалтерской отчетности согласно ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует понимать ее публикацию в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Также к функции публичности относят передачу бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которое может быть определено уставом общества или решением общего собрания общества.

Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны публиковать акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и их представительства, и филиалы на территории субъектов Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Публикации отчетности должна предшествовать аудиторская проверка организации с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) - самые необходимые пользователям отчетные формы. [7]

Практика последних лет выработала три основных подхода к формированию показателей бухгалтерской отчетности организации, подлежащей опубликованию.

Для собственников организации в лице акционеров перед проведением общего собрания в открытой печати публикуется бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в сокращенном виде.

Органам государственного управления представляется отчет о прибылях и убытках по стандартной многоступенчатой форме, которая в принципе позволяет провести анализ формирования и условий возникновения финансового результата.

Кредиторам и инвесторам такая информация представляется также по стандартной форме, сопровождаемой различными формами дополнительной отчетности и пояснениями, позволяющими обеспечивать всей полнотой информации лиц, принимающих решения об инвестициях и условиях предоставления кредитов. Порядок формирования такой информации существенно различается в зависимости от конкретной ситуации. Хотя крупные инвесторы и кредиторы имеют свои аналитические отделы, которые могут на основе стандартных форм провести необходимый анализ бухгалтерской отчетности, тем не менее, информационные запросы таких пользователей по степени детализации сведений зависят от используемых ими методик проверки отчетности.

Публикация бухгалтерского баланса, осуществляемая по сокращенной форме, разрабатывается обществом на основе Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Сокращенная форма может включать либо итоговые показатели по разделам, либо показатели по группам статей. При этом сокращенная форма бухгалтерского баланса может включать лишь итоговые показатели по разделам при соблюдении одновременно следующих условий:

- валюта бухгалтерского баланса на конец отчетного года не превышает 400 000-кратный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации;

- выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год не превышают миллионнократный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на конец отчетного года.

            В форме бухгалтерского баланса, включающей лишь итоговые показатели по разделам, строки, по которым отсутствуют числовые значения активов и пассивов, приводятся, но прочеркиваются.

Группы статей бухгалтерского баланса, по которым у общества отсутствуют показатели, могут не приводиться. Исключением из этого правила являются те случаи, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному периоду.

Форма отчета о прибылях и убытках, представляемая для публикации, должна включать все показатели, предусмотренные ПБУ 4/99. Допускается не включать в форму отчета промежуточные итоги. Кроме того, разрешается не приводить статьи отчета, по которым у общества отсутствуют показатели. В том случае, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному периоду, их необходимо включать в отчет.

Отчет о прибылях и убытках должен включать сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» опубликованию в средствах массовой информации.

Общество должно придерживаться принятой им для публикации формы бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому. Публикуемая бухгалтерская отчетность должна содержать следующие реквизиты:

- полное наименование общества, включая указание на его организационно-правовую форму;

- отчетную дату и/или отчетный период;

- валюту и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности;

- полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы;

- дату утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров (если она не указана в иных документах, публикуемых вместе с бухгалтерской отчетностью);

- местонахождение (полный почтовый адрес, телефон и факс) исполнительного органа общества, в котором заинтересованный пользователь может ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и получить ее копию в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- сведения об органе государственной статистики, в который общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

       Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) публикация должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности.[8]

Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой).

Таким образом, публикация бухгалтерской отчетности осуществляется после ее проверки и подтверждения независимого аудитора, но не позднее сроков установленных законодательством Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно быть подготовлено в определенные сроки и содержать все необходимые части и оформлено в надлежащем виде для того, а также выражать мнение о достоверности отчетности, чтобы у экономических субъектов была возможность опубликовать свою бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации.[9]

 

 

 

 

2.2. Необходимость проведения аудита как условие для публикации                                отчетности.

 

Аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с МСА, которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

1)Планирование

2)Сбор и анализ информации, которая обеспечивает достоверность финансовой отчетности

3)Составление отчета (аудиторского заключения).[10]

Подходы к формированию методики аудиторской проверки представлены в таблице 2 ( ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

Планирование является важнейшим этапом аудита. На стадии планирования аудитору требуется определить стратегию и тактику контроля, составить аудиторскую программу и предусмотреть аудиторские процедуры, оценить объем аудиторского контроля.

Методику планирования аудиторской проверки субъекта хозяйствования целесообразно представить в виде этапов в определенной последовательности, что представлено на рисунке.

Аудитору следует разработать и документально оформить общий план аудита, определить в нем существенность ошибок, а потом осуществлять аудит по этому плану.

Во время разработки общего плана аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:

-Понимание аудитором бизнеса.

-Понимание учета и системы внутреннего контроля.

-Определение рисков и существенности.

-Виды, время и полнота процедур

-Координация, руководство, сопровождение и надзор.

-Другие вопросы.

          Общий план аудита разрабатывается настолько детально, чтобы аудитор имел возможность благодаря ему подготовить программу аудита.

           Программа аудита – это детальный перечень содержания аудиторских процедур. Этот перечень является детальной инструкцией для ассистентов аудитора и рядовых участников проверки, который также является средством контроля за качеством их работы.

При первичном аудите аудитор должен:

- выполнить процедуры по установлению взаимоотношений с клиентом и согласовать условия выполнения конкретного аудиторного задания;

- связаться с предыдущим аудитором, если имела место смена аудитора в соответствии с уместными этическими требованиями.

Порядок получения информации о деятельности предприятия и его среде, включая внутренний контроль, а также оценки риска существенных искажений финансовой отчетности регламентируются Международным стандартом аудита № 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения».

Понимание аудитором деятельности предприятия и его среды включает знание следующих вопросов:

1. Отраслевые, экономические и другие внешние факторы, включая применимые принципы подготовки финансовой отчетности.

2. Характер деятельности субъекта, включая выбор и применение учетной политики.

3. Задачи, стратегические планы руководства и связанные с ними деловые риски, которые могут оказать влияние на возможность возникновения существенных искажений в финансовой отчетности;

Информация о работе Аудит и публичность бухгалтерской отчетности