Аудит и публичность бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:04, реферат

Краткое описание

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации.

Содержание

Введение………………………………………….……………….……..………. 3
Аудит бухгалтерской отчетности .……………………………..………... 4
Нормативное регулирование аудита бухгалтерской отчетности. Этапы проведения аудиторской проверки……………………………………….6
Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов …………………………..………….7
Публичность бухгалтерской отчетности ……….…………………..…..7
Заключение…………………………………………….…………………..……..11
Список использованной литературы…………….……………………….…….12

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит и публичность бухгалтерской отчетности (реферат).docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

«Аудит и публичность бухгалтерской отчетности»

Оглавление

Введение………………………………………….……………….……..………. 3

  1. Аудит бухгалтерской отчетности .……………………………..………... 4
  2. Нормативное регулирование аудита бухгалтерской отчетности. Этапы проведения аудиторской проверки……………………………………….6
  3. Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов …………………………..………….7
  4. Публичность бухгалтерской отчетности ……….…………………..…..7

Заключение…………………………………………….…………………..……..11

Список использованной литературы…………….……………………….…….12

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

Введение          

 Бухгалтерская отчетность - единая система данных об  имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных  бухгалтерского учета по установленным формам.

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние  – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия1.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

  • Ø платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
  • Ø рентабельности;
  • Ø степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной  информации со стороны администрации  в случаях конфликта между  ней и пользователями этой  информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий  принятых решений (а они могут  быть весьма значительны) от качества  информации;

3) необходимость специальных  знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у  пользователей информации доступа  для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности и итоговой части аудиторского заключения в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

Целью данной курсовой работы является изучение аудита и публичности бухгалтерской отчетности. 

 

 

  

1. Аудит  бухгалтерской отчетности

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются: формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях; проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Для реализации этих целей аудиторам необходимо решить следующие задачи:

  • проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязку ее показателей;
  • подтвердить правильность оценки статей отчетности;
  • предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;
  • проверить правильность формирования сводной отчетности.

 

 

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

В соответствии с правилом (стандартом) №6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» предусматривается заключение из одной части, содержащее следующие элементы: название; адресат; сведения об аудиторе; сведения об аудируемом лице; вводную часть; описание объема аудита; мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора. При этом под составлением заключения в одной части понимается лишь тот факт, что оно не делится на заключение для аудируемого лица и налоговых органов.

На аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту,  возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности Существенность в аудите. Основными элементами аудиторского заключения являются:

1)  наименование;

2)  адресат;

3) сведения об аудиторе: организационно-правовая форма для  индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчена осуществление им своей деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

4)  сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

5)  вводную часть;

6)  часть, описывающую объем аудита;

7)  часть, содержащую мнение аудитора;

8) дату аудиторского заключения;

9)  подпись аудитора.

Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.  

 

 

 

 

 

  2. Нормативное  регулирование аудита бухгалтерской  отчетности. Этапы проведения аудиторской  проверки

Основные нормативные документы регламентирующие аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности:

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями);

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;

Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

Постановление Правительства РФ  от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (ствндартов) аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.  

 

 

 

 

3. Ответственность  руководителей экономического субъекта  за несоблюдение нормативных  актов

1. Аудиторская организация  не несет ответственности за  невыполнение руководством экономического  субъекта и его экономическими  и производственными подразделениями  требований нормативных актов  РФ. Ответственность за соблюдение  установленных этими актами норм  и правил несет руководство  экономического субъекта.

2. При проверке соблюдения  нормативных актов экономическим  субъектом аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения. 

 

 

 

  

4. Публичность  бухгалтерской отчетности

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством1. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников.

Под опубликованием бухгалтерской отчетности согласно ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует понимать ее публикацию в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Также к функции публичности относят передачу бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которое может быть определено уставом общества или решением общего собрания общества.

Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию.

Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяется самим предприятием в пределах требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Основанием представления бухгалтерского баланса является наличие одновременно следующих показателей деятельности общества:

ü валюта баланса на конец года не должна превышать четырестатысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда, предусмотренный действующим законодательством;

Информация о работе Аудит и публичность бухгалтерской отчетности